Найти тему
Cabinet

Кривая забывания или кривая Эббингауза

Сегодня речь пойдёт об одной эффективнейшей методике запоминания информации, но для начала стоит рассказать о том, как она появилась.

Герман Эббингауз, немецкий психолог-экспериментатор.

Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов. Основной труд — монография «О памяти». Автор «кривой забывания» в этой книге ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов.

Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятных слов или фраз. В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Построенные таким образом ряды заучивались через повторное прочитывание их вслух. Читались слоги под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью, которая регулировалась сначала ударами метронома, а потом звуками карманных часов. Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Чтобы знать, сколько повторений требуется для заучивания того или другого ряда слогов, Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие чёток, передвигая эту нитку на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, и таким образом определялось число сделанных повторений.

Опыты проводились на протяжении двух лет. По их окончанию, Герман Эббингауз открыл «Кривую забывания».

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идёт вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35 % от изученного. Далее процесс забывания идёт медленно, и через 6 дней в памяти остаётся около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остаётся в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала. Эти выводы стали основой для изобретения техники «Интервальных повторений».

Приведём пример работы с данной техникой. Представим себе человека, не знающего название столицы Новой Зеландии. И вот ему говорят: «Столица Новой Зеландии - Веллингтон». Предположим, что способности его памяти позволяют ему запомнить эту информацию на 20 минут, далее он её забудет, но если в 19 минут 59 секунд ему опять сказать:

«Столица Новой Зеландии – Веллингтон»

То техника интервальных повторений гласит, что время забывания данной информации уже будет составлять 40 минут. Если продолжать в том же духе, напоминать когда человек вот-вот забудет, время между «провалами» в памяти будет расти в геометрической прогрессии, от часов к дням, затем к месяцам и годам.

Существует много интерпретаций данной техники. Разновидности зависят от индивидуальной способности человека запоминать информацию и времени, на какой срок информацию надо зафиксировать в голове, на 2 дня, полгода или всю жизнь.

Учитесь с умом! Больше полезных статей на нашем сайте Cabinet.one