Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Сегодня я предлагаю вам ознакомиться с делом, из которого сразу станет ясно, что все подсудимые виновны... в своём желании жить жизнью, доступной любому простому смертному.
Вот сколько вы знаете революций в истории России? Обычно говорят про три. А между тем на протяжении двух веков в дворцовых кулуарах вершилась ещё одна революция. Причём вершили её не рабочие и крестьяне, а представители наивысшей знати в империи - члены российской императорской династии.
Так называемые династические браки появились в России благодаря Петру I и стали неотъемлемой составляющей прорубания окна в Европу. До него московские цари искали себе жён по старинке, среди своих же подданных. Сложнее приходилось женщинам. Ликвидация удельных княжеств уравняла вчерашних Рюриковичей с остальными дворянам, что сделало невозможным их союз с царскими дочками. В итоге многих царевен ждало безбрачие и монастырский постриг. Будучи человеком нерелигиозным Пётр разрешил им выходить замуж за иностранных принцев, что сопровождалось обычно сменой веры и считалось недопустимым при его отце и дедушке.
Однако, хотя великий преобразователь и расширил для своей родни диапазон выбора второй половинки до размеров Европы, довольно скоро Романовым показалось мало и этого. Тем более что, как мы помним, сам Пётр спокойно женился на девице сомнительного происхождения и облегчённой социальной ответственности. Причём первый император сделал исключение только для себя. К примеру, его дочь Елизавета так и не вступила в законный брак, предпочитая незаконное сожительство со своими подданными. Однако в семье Романовых нашлась-таки женщина, растопившая суровое сердце монарха - его племянница Прасковья, младшая сестра будущей императрицы Анны Иоанновны. Историкам до сих пор точно неизвестно, в каком году она вышла замуж за генерала Дмитриева-Мамонова, но это был первый нединастический брак в истории Российской империи.
Кстати, требование о равном положение супругов законодательно закрепил лишь император Александр I в 1820 году. Причём, как у нас часто это водится, закрепил, чтобы тут же его нарушить. В том же году Святейший Синод расторг династический брак младшего брата императора, цесаревича Константина Павловича, и позволил ему жениться второй раз. Константин тут же воспользовался этим позволением, заключив морганатический (неравный) брак с графиней Жанеттой Грудзинской. До 1820 года законодательного запрета не существовало. Тем не менее, когда дочь императора Павла I, Екатерина, положила глаз на красавца князя Багратиона, его тут же, несмотря на родство с грузинскими царями, от греха женили на графини Скавронской.
Однако никакие запреты не могли остановить влюблённые сердца. 13 ноября 1853 года в дворцовой церкви Мариинского дворца состоялось венчание старшей дочери императора Николая I, вдовы герцога Лейхтенбергского Марии Николаевны, и графа Григория Александровича Строганова. Сообщником сестры в столь опасно предприятии стал будущий император Александр II. Взойдя на престол, он легализовал этот брак, тем не менее, остававшийся тайным для его подданных. Так что супругам пришлось жить в основном заграницей.
В 1868 году династию Романовых потряс первый серьёзный скандал. 19-летний сын императора, великий князь Алексей Александрович, закрутил роман с фрейлиной Александрой Жуковской - дочерью знаменитого поэта. Есть версия, что молодые люди вступили в тайный брак, расторгнутый Синодом. Взбешённый Александр II отправил сына в кругосветное плавание, а беременную Жуковскую выдворил из страны. Видимо в знак протеста Алексей Александрович так и доживал свой век холостяком.
Через 10 лет аналогичный фортель выкинул племянник Александра II, великий князь Николай Константинович, обвенчавшись в Оренбурге с дочерью местного полицмейстера Надеждой Дрейер. Этот брак Синод также расторг, но в связи с тем, что великий князь итак находился в ссылке и официально числился сумасшедшим, он попросту проигнорировал мнение августейшего дяди. Позднее этот брак узаконил император Александр III, что было неслыханным поступком с его стороны.
Но тут оскоромился уже сам государь-император. Его женитьба на давней любовнице, княжне Екатерине Долгоруковой, обернулась грандиозным скандалом и конфликтом с наследником-цесаревичем. Хотя Александр II всего лишь впервые жизни поступил порядочно по отношению к женщине, родившей ему четверых детей. Вот после этого брака Романовых как прорвало.
В 1891 году внук императора Николая I, великий князь Михаил Михайлович, женился на внучке Пушкина, Софии Николаевне Меренберг. Михаил учёл печальный опыт своих предшественников. Венчание состоялось за границами Российской империи, причём так, что до сих пор неизвестна его точная дата и место. Несмотря на то, что София Николаевна сама являлась плодом морганатического союза (её отец принадлежал к королевской семье Нидерландов, а родной дядя правил в Люксембурге), этот брак был признан лишь спустя 10 лет уже новым императором, Николаем II, а великий князь так и не получил разрешения вернуться в Россию.
На следующий год приспичило жениться другому внуку Николая I. Великий князь Николай Николаевич Младший решил не нервировать императора и официально обратиться к нему за разрешением. Александр III поначалу дал согласие, но затем по непонятным причинам передумал. В итоге Николай Николаевич женился на равной, хотя и не без приключений. Его избранницей стала его же свояченица - младшая сестра жены его младшего брата. Дочь короля Черногории Николая I, Анастасия Николаевна, ради этого брака развелась с первым мужем, Георгием Лейхтенбергским.
Тем временем опальный Николай Константинович, пользуясь своим официальным статусом сумасшедшего, продолжал отжигать. Высланный в Ташкент он, не разводясь с первой женой, в 1895 году женился на 15-летней казачке Дарье Часовитиной, а в 1901 году на девушке постарше - 16-летней полячке Валерии Хмельницкой. По этому случаю из столицы прибыла специальная комиссия, дабы прекратить этот балаган и аннулировать избыточные браки распоясавшегося великого князя.
Тем не менее, Романовы не собирались униматься в борьбе за право жениться по любви. Впрочем, к этой теме я обязательно ещё вернусь:
Читайте в этом цикле: