Итак, Ваша честь! Господа присяжные заседатели! С началом моей речи вы можете ознакомиться здесь:
а я с вашего позволения я продолжу...
Как показала практика, рассчитывать на царскую милость в делах сердечных не приходилось. Поэтому при новом императоре Романовы вернулись к методу, проверенному ещё великим князем Михаилом Михайловичем, - свадьба заграницей. Если не считать откровенных перфомансов "сумасшедшего" Николая Константиновича, счёт открыл дядя Николая II, великий князь Павел Александрович, первый, династический брак которого закончился трагедией - жена умерла при родах.
10 октября 1902 года в итальянском Ливорно он женился на Ольге Валерьяновне Пистолькорс, первый муж которой когда-то служил под его началом. Кстати, Павел же и ввёл среди Романовых моду на браки с разведёнками. Итог - 6 лет супруги не могли попасть в Россию, несмотря на наличие у великого князя несовершеннолетних детей от первой жены, пока император не оттаял. Брак же был официально признан только в 1915 году. Интересно, что уже после революции дочь Павла Александровича и Ольги Валерьяновны, Ирина Палей, вышла замуж за одного из племянников Николая II.
Следующий скандальный брак в семье Романовых не был морганатическим, что, впрочем, только добавляло ему пикантности. Двоюродный брат императора, великий князь Кирилл Владимирович, 8 октября 1905 года в Германии женился на своей давней возлюбленной Виктории Мелите Саксен-Кобург-Готской. Ну и что такого, спросите вы? Дело в том, что маму Виктории Мелиты завали Мария Александровна Романова, и она доводилась родной сестрой великому князю Владимиру Александровичу - отцу Кирилла. Тут уж речь шла не о прихотях императора. Брак между двоюродными братом и сестрой запрещала Православная церковь. Хотя досужие сплетники и пытались объяснить опалу великого князя личной местью императрицы. Ведь первым мужем Виктории Мелиты, которого она бросила ради Кирилла, был родной брат Александры Фёдоровны.
Как и все предыдущие ослушники супруги были наказаны депортацией из России. Впрочем, для них опала закончился всего через пару лет, сразу после того, как Виктория Мелита соблаговолила перейти в православие. Тем не менее, эта история имела свои последствия, обнаружившиеся после того, как Кирилл 31 августа 1924 года провозгласил себя императором всероссийским. Дело в том, что тогда, в 1905 году, Николай II не только отказался признать брак двоюродного брата, но и лишил его потомства прав на российский престол. Брак был признан, Кириллу вернули все права. Но вот решение по его детям император не отменял...
Вода по капле точит камень. Стоны родственников, жаждущих простого семейного счастья, не могли не тронуть душу монарха. Первую победу над законодательством одержала правнучка Николая I. К тому времени царская династия так разрослась, что Александр III 24 января 1885 года издал указ, лишающий правнуков и правнучек императора титулов великих князей и княгинь. Отныне они именовались князьями императорской крови. Николай II был настолько поражён трепетной влюблённостью княжны императорской крови Татьяны Константиновны в корнета Костю Багратиона-Мухранского, что 11 августа 1911 года внёс изменение в законодательство, распространив запрет на неравные браки только на великих князей. Князьям и княжнам императорской крови браки по любви отныне разрешались. Татьяна оценила столь щедрый подарок на свадьбу, состоявшуюся 13 дней спустя.
А 17 октября 1912 года последовал самый страшный удар по державным основам на любовном фронте. Родной брат императора, великий князь Михаил Александрович, обвенчался в Вене с Натальей Вульферт, для которой заключённый брак стал... третьим по счёту. Эта свадьба могла бы стать сюжетом хорошего детектива. В ней было всё - слежка, погоня и полный набор отработанных за десятилетия методов подпольного бракосочетания. Дабы исключить возможные подлянки со стороны Синоды для венчания пригласили... сербского священника. То есть обряд состоялся по православным канонам, но под юрисдикцию Русской православной церкви брак уже не попадал. Николай II реабилитировал брата лишь в 1915 году вслед за дядей Павлом.
То ли что-то сломалось в императоре, то ли он смирился с неизбежным, но морганатический брак брата стала последней победой революционеров любви над рушащимися традициями и предрассудками. Свадьба Феликса Юсупова и Ирины Александровны, состоявшаяся в 1914 году, прошла без скандала. Более того император лично благословил племянницу. Впрочем, племянницей она доводилось Николаю II только по маме. По папе же Ирина числилась правнучкой императора Николая I и княжной императорской крови. Так что буква закона в данном случае оказалась соблюдена.
А в 1916 году Николай II утвердил решение Синода о расторжении брака своей младшей сестры, Ольги, с первым мужем, принцем Ольденбургским. 16 ноября 1916 года Ольга обвенчалась в Киеве с ротмистром Николаем Куликовским. На венчании присутствовали только мать и муж сестры, великий князь Александр Михайлович. Брата в церкви не было, но и репрессий от него не последовало. Августейшие революционеры победили.
А всего через несколько месяцев грянула февральская революция, и спрашивать разрешения на брак стало не у кого. Молодёжь как с цепи сорвалась, кинувшись жениться. В апреле князь императорской крови Гавриил Константинович обвенчался с балериной Антониной Нестеровской, которая сумела вытащить его из России, когда Романовых стали расстреливать. Через три дня княжна императорской крови Надежда Петровна выскочила замуж за князя Николая Орлова, отец которого любил лично возить свергнутого императора на автомобиле. А в сентябре дочь великого князя Павла, Мария, последовала примеру отца и вышла замуж второй раз за князя Путятина. Новая фамилия спасла ей жизнь.
Так каким будет ваш вердикт, господа присяжные заседатели? Лично я считаю, что иного мнение тут быть не может: подсудимые виновны! Виновны в своём желании жить жизнью, доступной любому простому смертному!
Dixi.
Читайте в этом цикле: