145,7K подписчиков

Когда расцветут сады

86K прочитали
Фото из личного архива
Фото из личного архива

1942 год. Февраль

-Анька, там бухгалтерша Лидка рожает!- соседка Евдокия буквально ворвалась в медпункт.

-И что, сами принять не можете? Ведь не первого рожает, а третьего. Ко мне сейчас Степан придет на перевязку. - Анна понимала что ведет себя глупо и бессердечно, но уж что-что, а принимать роды у соперницы она не имела никакого желания.

- Анька, я ведь и председателю пожалуюсь, а он за свою дочку любого со свету сживет. Иди давай.

Аня недовольно взяла чемоданчик и пошла в дом к Лидии. Когда она пришла, ребенок уже появился на свет.

- И стоило меня дергать! - сердито произнесла она. - Сами управились. Тетя Глаша, вы вот ветеринар, сами с медицинским образованием, все сделали как надо, меня зачем нужно было звать? По мне Лидка от коровы мало чем отличается!

- Ребенка посмотри.

Аня подошла к столу, даже не взглянув на роженицу, и стала осматривать ребенка. Визуально здоров, но и она не педиатр. Перевернув его, Аня нахмурилась и самые худшие предположения ее сбылись - у мальчишки было родимое пятно чуть ниже поясницы. Оно пока маленькое, но такое же треугольной формы, как и у ее мужа Саши.

- А что его смотреть? Сашкин ребенок, тут и так все видно. А так вроде бы здоров.- Лида покраснела, а бабы осуждающе посмотрели на роженицу.

Анна хорохорилась, но стоило ей выйти из дома Лидии, как она села на завалинку и расплакалась. Что он в ней нашел? Высокая, крупная деревенская баба, вдова, мать двоих детей - восьмилетнего Никиты и трехлетней Насти. Да и старше она Анны аж на семь лет!
Аня не понимала что мужа могло привлечь к вдовице - разве что доступность?
И как ей дальше жить с этим? Делать вид, будто ничего не происходит? Продолжать и дальше писать любовные письма ему на фрoнт? Сопернице она его не отдаст, будет бороться за свою любовь, нынче не то время чтобы мужиками разбрасываться!

Она загрустила, вспомнив как пять лет назад, когда цвели колхозные сады, они с Сашей играли свадьбу. Какая любовь была у них, какие мечты...
Деток не было, вот что печалило... А два года назад, не зная, что она забеременела, отправилась в баню . Попарившись там от души, наутро она проснулась и поняла, что произошло - она скинула ребенка..
Муж не мог ей этого простить, подумал, будто она нарочно это сделала. Она ведь медик, не могла не знать. А Анна и правда даже не подозревала ничего. Пыталась оправдаться, что и признаков не было, что срок маленький был.
И вроде он все понял, но стал отдаляться от нее, и в конце концов загулял с Лидкой. В селе шептались, но Анна с гордо поднятой головой делала вид, что у нее в семье все в порядке, и вообще, коли Лидка себя так ведет, значит это ее грех и позор. Но кто смел насмехаться над дочерью председателя? Пошушукаются по сторонам, и на этом все.

Вытерев слезы, Анна пошла в сторону медпункта, она понимала зачем ее Лидка позвала - чтобы показать ей насколько та ее превосходит: сына Саше родила!

-Анна Семеновна, а я вас ищу, - председатель будто из ниоткуда возник на дороге. - Заявку в город подаю, вам надо что-то?

-Список у меня на столе, я вам сейчас принесу.

- А чего зареванная такая? Кто обидел?

-А чему мне радоваться? Сашка там, а я здесь смотрю на его бесстыдство. И да, с внуком вас поздравляю.

Председатель стушевался, отвел глаза.

-Анька, ты уж прости, вышло так. Избаловал я свою дочь. Я же не думал что до такого дойдет.

Она ничего не ответила, махнула рукой и пошла прочь, но оглянувшись, увидела как Иван Ильич чуть ли не бегом направился в сторону дома своей дочери. В этот день никому не было дела до ее чувств..

Дома она села писать письмо мужу, но не было в нем ни слова о сыне. Пусть кто другой скажет, но не она. А когда он придет, она приложит все усилия, чтобы оставить мужа в семье. Это уже дело принципа, но Лидке гулящей она его не отдаст. Надо будет, в район сообщит о поведении дочери председателя. Да и сам Ильич подавно требует взбучки. Больно уж хорошо Лидка живет, для обычного сельского бухгалтера, да и он не бедствует.

***

Апрель.
Прошло два месяца, стихли уж разговоры, перестали люди смотреть на Аню с жалостью, да и Лида особо старалась не кичиться тем, что родила ребенка от ее мужа. Все делали вид, будто ничего страшного не произошло. Из писем мужа она поняла, что он ничего не знает. И это к лучшему, а то начнет своей Лидке письма строчить. От подруги почтальонки Татьяны она знала, что Лидия ни разу не получила ни одной весточки и была надежда у нее, что для мужа это было просто увлечением. Но каждый раз, подумав о ребенке, которого назвали в честь отца Сашей, она испытывала душевную боль и терзания.

-Анька, Анька!- услышала она голос председателя. Тут и сам он буквально ворвался к ней в медпункт. - Капли дай сердечные!

-Что такое, Иван Ильич? Я же вам на днях давала целый пузырек, неужто кончился?

-Все вылакал.. Ой, горе мне, горе..- он взмахнул руками и по его круглому полному лицу потекли самые настоящие слезы.

-Да вы можете сказать, что стряслось?

-Проверка, будь она неладна! Все, конец мне..

- Что вы такое говорите! Вот же месяц назад приезжал Григорий, все отчеты сверил и уехал.

-Ох, недалекая ты баба, Анна! Гришка-то мой дальний родственник, а ты чего думала я в баньку его вожу каждый раз когда он здесь появляется? Отчеты мы с ним там сверяем? Нет! Деревенской настоечки ему налью, да под ушицу или поросенка жареного вся проверка у нас проходит. А тут сняли его, прознали в городе обо всем, пронюхали как он взятки берет, вот и шлют ревизора.

-Но у нас же все хорошо? - спросила она, но по выражению лица, которое последовало за ее вопросом, Анна поняла, что далеко не все хорошо.

-Гоголя читала? Вот мертвые души - это как раз про нас. Ничего не успею, ничего, все, беда! - и вдруг он захрипел и упал на пол.

Анна пыталась что-то сделать, но это было бесполезно. От страха у Ивана Ильича остановилось сердце.
Жены у него уж лет пять как не было и самым близким родственником оставалась дочь Лидия, которая в данный момент сама себе не находила места. Понимала, что ее как бухгалтера одну из первых арестуют. Анна кликнула людей, они пришли и забрали тело председателя, а сама она отправилась искать Лидку. Она на миг забыла что та соперница ей, что на пару с отцом делишки они проворачивали, но как не крути, а баба она, мать троих детей.

-Где Лидка? - спросила она ее соседку, которая во дворе развешивала белье.

-Да шут ее знает. Никитка передал ей записку какую-то и она, побледнев как полотно, вбежала в дом, детей в охапку и в лес умотала.

-Давно?

-Да с час, наверное...

Анна кинулась в лес по тропе. Она звала Лидию, но никто не отзывался. Уже сумерки спускались, пора было возвращаться, но вдруг она услышала детский плач. Свернув влево, она направилась в сторону, где раньше был дом лесника, а теперь остались лишь одни руины. Выйдя на опушку, Аня увидела Лидию и ее детей. Никита и Настя жались друг к другу, а маленький Саша заходился плачем. Аня нахмурилась и хотела было спросить чем она здесь занята, и что вообще забыла на этой опушке, как вдруг увидела в ее руках веревки - она вязала узлы. Узлы характерные..

-Ты что делаешь? - Анна подбежала к ней и выхватила веревку из рук. - Ты ополоумела, ненормальная?

-Отдай!

-Я тебе сейчас отдам! - Анна была хрупкой девушкой, в отличии от соперницы, но в свой удар она вложила все свои силы и всю злость к ней. Лида, держась за щеку, расплакалась.

-Уйди. Зачем ты сюда явилась? Все равно сделаю что задумала.

-Ты захотела лишить детей жизни, что же ты за мать такая? Как бы у тебя рука поднялась?

- А что, что мне делать? - закричала Лида не обращая внимания на плач детей.- Ты даже представить себе не можешь какие у нас с отцом дела были. Да мне вышку тут же дадут. Детей в детский дом с клеймом позорным отправят. Они всю жизнь будут детьми врага народа, им ведь жизни не дадут! Я была однажды в детском доме, отвозила Людкиных детей. Нет уж, лучше в петлю, чем туда их..

-Лида, приди в себя, опомнись. Ты послушай, что говоришь. Они же маленькие совсем!

-Что тебе-то? Ты же ведь меня ненавидишь и больше всех радоваться моему несчастью должна!

-Ты меня-то с собой не сравнивай!- прошипела Аня. - Да, я тебя недолюбливаю, и при любой бы возможности с тобой расквиталась бы. Но нет во мне к тебе ненависти, это слишком сильное чувство. Жалость вот есть. Но не к тебе, а к детям.

-Я все равно в село не вернусь!

-Вот и оставайся, а я детей забираю!- решительно произнесла Аня и взяла на руки маленького Сашу, кивнув Никите и Насте чтобы последовали за ней.

Она надеялась что Лида одумается и последует за ними. Посидит, погорюет и придет.
Из леса они вышли когда уже почти стемнело, Аня прислушивалась, но шагов Лиды не было слышно.
А наутро вся деревня загудела - Лидка пропала.

Анна, которая привела вчера детей к себе, велела Никите присмотреть за младшими и позвала мужиков прочесывать лес. Но в душе она понимала где ее искать. Она первая вышла на поляну и увидела Лиду. Закрыв глаза руками, она опустила голову и прошептал:

-Зачем? Господи, зачем ты это сделала?

Оставив мужиков, она вернулась к себе в дом. И вовремя, потому что приехала машина из города. Через час был переполох, всех людей собрали, в сельсовете стоял шум и слышен был шелест бумаг. Два дня понадобилось проверяющим чтобы выявить крупные махинации умершего председателя.

-Так, есть здесь родственники Сахаровых?- на крыльцо вышел главный.

Люди покачали головами.

-Завтра пришлю машину за детьми, теперь государство их будет воспитывать.

Всю ночь Анна не могла сомкнуть глаз, решая, что ей делать. Дети по очереди начинали плакать, а ей было их жаль, что хоть самой реви. Но с другой стороны - нет маленького Саши, нет проблем.

Но покормив его козьим молоком, завернув в теплую пеленку, она укачивала мальчишку на руках и чувствовала к нему жалость. Ее сердце сжималось - этот кроха ни в чем не виноват.. Ни в чем...

-Анька, там за детьми приехали. - Ее мать, которая жила на другом конце села, вошла в дом и села на лавку. - Чего ты в мальца вцепилась?

-Мама я не хочу их отдавать.

-Совсем ума лишилась? На кой тебе три голодных рта, да еще и Лидкиных?

-Мама, но дети здесь при чем?

-А ты? Ты при чем? А, сама решай, - мать махнула рукой и вышла. Но на пороге обернулась: - Если что, я помогу тебе, можешь на меня положиться.

Аня улыбнулась. Ее мать сама вышла замуж за вдовца с тремя детьми, Аня их единственная дочь. Но старшие дети очень любят свою мачеху и иначе как мамочкой не называют.

- Анна Семеновна? -утром машина остановилась перед ее воротами и в дом вошел высокий человек в форме. - Я Игорь Михайлович, у меня есть постановление об определении Сахаровых Никиты, Анастасии и Александра в детский дом.
Анна встала и, обернувшись, посмотрела в глаза детей, а младшего прижала к себе.

-А можно.. Можно я их оставлю у себя?

-В каком смысле?

-Я думаю, что детские дома и без того переполнены сейчас детишками. А здесь мы их вместе, всем селом поднимем.

-Вообще-то вы им никто....

-А если я их усыновлю? Я замужняя женщина, мой муж на фрoнте, имеет награды за службу, дом у нас крепкий...

-Свои дети есть?

-Нет. Но у нас в деревне нет своих и чужих. Я прошу вас..

Едва она произнесла эти слова, Никита подошел к ней сзади и обнял, его примеру последовала и маленькая Настя. Игорь Михайлович сначала нахмурился, а потом улыбнулся.

-Я же все понимаю, чай не зверь какой. Через неделю приезжайте по адресу.. - Он достал листок и карандаш. - Я все документы подготовлю. счастливо оставаться.

Он отдал честь и вышел.

-Ну вот и все.

Анна не знала правильно ли она сделала или нет, но понимала одно - чьими бы детьми они не были, отдать их в детский дом она не могла...

Продолжение