В предыдущей работе мы разобрались со сталинской индустриализацией, обозначив теоретические и практические механизмы её реализации, причины избрания именно такой стратегии, а также ее возможные альтернативы. Какое же значение сталинская индустриализация имела для СССР и нынешнего постсоветского пространства? На самом деле, довольно значительное, и в хорошем смысле.
Значение сталинской модели
Давайте разберем три основных аспекта: социально-экономическое развитие, демографическая структура и, конечно же, Великая Отечественная Война.
Экономика и уровень жизни
Как мы помним, уровень жизни в начале форсированной индустриализации сильно просел, особенно у селян. Нужно было перетерпеть первую пятилетку, пока не будет построена индустрия, которая начнёт производить промышленные товары. Это были крайне тяжелые годы.
Разумеется, ухудшение уровня жизни не могло не привести к бунтам. Учащались не только крестьянские, но и рабочие выступления. Если недовольство крестьян в целом понятно, то забастовки рабочих примечательны, ведь, теоретически, они были главными бенефициарами нарождающейся индустрии:
Проявления рабочего недовольства во многих случаях базировались на бытовой необустроенности, несоответствии предлагаемых работ уровню квалификации и профессиональной подготовки. Данные факторы создавали питательную среду для возникновения коллективных конфликтов. В отдельных случаях провоцирование рабочего недовольства списывалось на счет хулиганских элементов. Забегая вперед можно сказать, что это явление будет неоднократно повторяться на ударных стройках 1950 г.-первой половины 1960-х гг.
Но что произошло дальше?
После обвала начала 30-х годов, уровень жизни населения худо-бедно, но растет и к началу войны даже превосходит показатели до коллективизации. Что уж и говорить о сталинизме послевоенной эпохи.
Рост уровня жизни ознаменовал собой успех сталинской индустриализации. Несомненно, столь резкие преобразования требовали определенного времени – до тех пор, пока вся экономическая система не наладит механизмы взаимодействия. Хватало и серьезных перебоев поставок, и низкого контроля качества промышленной продукции, и коррупционных скандалов. И все же, советская промышленность давала жару, производя настоящую аграрную и энергетическую революцию в стране.
Впрочем, невзирая на весь прогресс, Советскому Союзу ещё было куда расти, как в экономике, так и в уровне жизни, по сравнению со странами Запада.
Демография
Ярким примером того, что СССР переходит на качественно иную, более развитую ступень развития, служит демографический переход. Его ключевые признаки: рост относительной численности городских жителей, сокращение фертильности и рост средней продолжительности жизни. Все три критерия прекрасно наблюдаются в Советском Союзе в сталинскую эпоху.
Аллен заостряет особое внимание на советской демографии, дабы проанализировать факторы, которые оказали влияние на численность населения СССР.
Американский экономист отмечает:
Этот спад частично объясняет, почему в Советском Союзе не произошел демографический взрыв, как в странах третьего мира. К 1989 г. (по сравнению с 1928 г.) население страны выросло в 1,7 раза. Не будь коллективизации или войны, этот коэффициент увеличился бы до 2,3, что все же значительно меньше, чем трех-пятикратный рост, в целом наблюдавшийся в развивающихся странах. Динамика коэффициентов «нормальной» рождаемости и смертности объясняет, почему советское население не росло быстрее.
Демографический переход говорит о том, что Советский Союз постепенно входит в клуб относительно развитых государств. Роберт Аллен показывает, что это было закономерным последствием сталинской индустриализации, в то время как потрясения эпохи оказали не столь существенное влияние на снижение рождаемости.
Война
Andreas WaldetoftOperation Barbarossa (OST HOI4)3:04
По злой иронии, но уже второй раз за полвека российскую экономику проверяет на прочность крупномасштабная война с развитыми странами. И так как военная составляющая это отдельная эпическая история, окутанная мифами и требующая отдельных работ, мы оставим ее специалистам, и сосредоточимся на экономике.
Основная проблема советской экономики в эпоху войны заключалась в перебоях военных поставок перед войной и на раннем этапе боевых действий. Яркий тому пример — состояние танковых войск. На проблему накладывалось и низкое качество военных образцов:
«Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии неприкосновенного запаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов; на 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:
а) танковых запчастей выделено на 219 млн руб. вместо необходимых по заявке 476 млн рублей;
б) автомобильных и тракторных — выделено фондов на 112,5 млн рублей против 207 млн рублей по годовой заявке.
Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются…
На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17. Заводы № 37, 174 и 183 сокращают выпуск запчастей к танкам БT, Т-26, Т-37–38 и трактору „Коминтерн“. Особенно плохо обстоит дело с подачей НКО остродефицитных танковых и автотракторных деталей. Детали моторной группы (поршни, шатуны, поршневые кольца и проч.) и целый ряд других недодается промышленностью из года в год».
***
Доклады с фронтов казались дословно скопированными с апрельского отчета по итогам обстрела бронекорпусов Т-34: «Поражения и неисправности танков в результате боя. Танки Т-34 101-й танковой дивизии:
Т-34 — оторван верхний люк башни вместе с петлями 122-мм минометом…
Т-34 — Правая сторона башни — 2 попадания около зеркалки. Прямое попадание в зеркалку с правой стороны башни, последняя вышла из строя.
Т-34 — Трещины в зеркале от пуль. Прямое попадание в переднем листе маски под пушкой. По сварке лопнула маска… Трещина бока башни у левого ушка… Пробоина в листе крыши…
Эти ошибки были закономерны для молодой советской индустрии, но в условиях тотальной войны на уничтожение были непростительны, а потому немедленно устранялись. «Тридцатьчетверки» дорабатывались, выпускались новые мощные танки, а военная промышленность Советов смогла обойти не только ВПК стран «Оси», но и ВПК большинства стран антигитлеровской коалиции.
Другая проблема была связана с эвакуацией промышленности: основная сырьевая и промышленная база СССР располагалась в европейской части страны. Бакинские нефтяные месторождения и украинский чернозём вывезти проблематично, но зато можно перевезти заводы, фабрики, нефтяные и семенные хранилища. Здесь в дело вступили особые уполномоченные Госплана. Поскольку немцы использовали тактику «молниеносной войны», от уполномоченных требовалась быстрота ума и высокая степень энергичности. Они проделали огромную работу по эвакуации оборудования и производственных резервов за Урал, курируя развертывание предприятий на новом месте, а также изыскивая «лишнее» оборудование, которое можно было бы перевести на производство военной продукции без ущерба для гражданской отрасли.
В условиях потери огромных территорий и промышленного потенциала, возросла роль рационализаторов. Например, в военное время поднимается широко известный в узких кругах Трофим Денисович Лысенко, который умудрился сократить затраты на выращивание картошки (ну или приписал себе эту заслугу), за что получил очередную Сталинскую премию (с.12) и огромный буст к ЧСВ. Впрочем, это уже совсем другая история…
Таким образом, советская экономика показала свои лучшие качества, в буквальном смысле слова пройдя «боевое крещение». Уже в послевоенные годы Советский Союз восстановился довольно быстро и вступил в новую экономическую гонку в рамках Холодной войны.
Выводы
Как можно охарактеризовать итоги сталинской экономической политики? Как было обозначено в предыдущей работе, Сталин и его сторонники хотели как можно скорее индустриализировать страну. Для этого неизбежно требовалось пожертвовать сиюминутными интересами простого населения, дабы выиграть в среднесрочной и долгосрочной перспективе и, несмотря на все оговорки, эта цель была достигнута. И хотя СССР все ещё сильно отставал от стран Запада, он начал стремительно сокращать это отставание. Своеобразным «сертификатом зрелости» выступила Великая Отечественная Война, которая подтвердила жизнеспособность советской экономики. Противостоять (пусть и с помощью союзников) более богатой и развитой Германии, победить и быстро восстановиться после войны смогла бы далеко не всякая страна.
Впрочем, это подводит нас и к более глобальным выводам:
- Роберт Аллен сетует на многих советологов, которые рассматривают сталинский СССР через призму тоталитаризма. По их мнению, власть Сталина держалась на угнетении, страхе и промывке мозгов, а потому он и сумел провернуть столь амбициозные реформы и победить в войне с Рейхом. Лишь немногие из них (например, Фицпатрик) указывают, что у сталинизма была социальная опора в виде немногочисленных стахановцев — главных бенефициаров режима. Аллен доказывает, что многие советские граждане (далеко не только стахановцы) подняли свой уровень жизни, стали более лучше одеваться (sic), приобрели карьерные перспективы, переселялись в города, стали дольше жить и реже умирать в раннем возрасте. Следует признать, что сталинская власть использовала далеко не только кнут, но и пряник. Это сказалось на эффективности пропаганды и поддержке режима населением, которое, в большинстве своём, не перешло на сторону противника и было готово умирать «За Родину и за Сталина».
- Эпопея советской индустриализации наглядно демонстрирует крайне любопытную историческую инерционность. Коммунистам пришлось воспроизвести многие аспекты экономического и политического устройства Царской России на новом, более эффективном, но ожесточенном уровне. Если в Российской Империи для защиты отечественного производителя использовали таможенные пошлины, то в СССР ввели монополию внешней торговли. В Империи основные тяготы экономического развития ложились на нищее крестьянство, равно как и в Союзе, когда большевики модернизировали сельскую общину в колхозы. Наконец, что в Советском Союзе, что в Российской Империи экономическая модернизация проходила в условиях жесткого авторитарного режима, безжалостно расправлявшегося с оппозицией. Это не даёт повод уравнивать их друг с другом, но все же наводит на определенные размышления о том, как тяжело бывает бороться с историческим наследием, будь ты хоть трижды идеалист-коммунист.
В заключительной статье мы рассмотрим послевоенное экономическое и социальное развитие СССР, а также обозначим причины его экономических проблем, которые позднее привели к рыночным реформам и его распаду.
Автор - Федор Яковлев.
Если вдруг кому интересно, ещё я пишу всякое про экономику на Учёных котах, вот. Ищите, что называется, по тегам.