С 2020-го года время ощущается как-то странно.
Для многих оно перемешалось, слиплось в один непонятный, странный период, где стрессы и тревоги накапливаются, наползают друг на друга и уже перестают восприниматься как таковые.
Для кого-то стресс, как снежный ком, растёт с каждым следующим пластом времени и событий и уже непонятно, где было начало и будет ли конец, до каких размеров этот ставший гигантским ком может ещё вырасти.
Для кого-то время сжалось и уплотнилось, приобретя совершенно новый, неведомый ранее, вкус и цвет, для кого-то растянулось до сводящего скулы «ну когда уже», «ну сколько ещё».
Кому-то удалось избежать глобальных потерь, а кто-то уже не раз опроверг утверждение о том, что снаряд не попадает в одну воронку дважды. Потому что было и дважды, и трижды, и четырежды..
С приобретениями тоже у всех всё по-разному. Неоднозначно.
Но всех нас объединяет одно. Понимание того, что жизнь изменилась и уже не будет прежней. Как бы мы ни цеплялись за это прежнее.
В новой, изменившейся жизни свои реалии, свои условия, свои правила.
Одно из них — вынужденный массовый переход в онлайн формат общения.
Психологов с клиентами это тоже коснулось.
Не буду проводить сравнительный анализ преимуществ и недостатков очных и онлайн консультаций. И у того, и у другого есть свои известные плюсы и минусы.
Поделюсь только тем, что прозвучало для меня неожиданно. Про онлайн формат.
Совершенно неожиданно ... мы «вошли» в дома наших коллег, клиентов или пациентов, чего никогда не было раньше. Мы видели их в их домашней обстановке, не полностью одетыми, не причесанными и не накрашенными, как обычно. Мы видели детей, пробегающих мимо мамы или папы во время сессии, и кошек, гуляющих по клавиатуре компьютера.Мы тоже виделись несколько иначе в нашем доме, немного безоружными и менее сильными в той роли, которую мы уверенно играли раньше, когда носили «профессиональный костюм», состоящий из одежды, а также из мест, поз и взглядов. Это создало другое соучастие с человеком по ту сторону экрана, который, как и мы, носит тапочки и сидит в комнате, не предназначенной для взаимодействия с психологом.Таким образом, холодный технологический инструмент неожиданно позволил нам испытать эмоциональную близость, которая часто бывает более интенсивной, чем та, которую чувствуешь, сидя рядом с другим человеком.
Так удивительно ограничения превратились в ресурс.
Здорово, правда?
Довелось и мне, как и всем, в период самоизоляции осваивать формат онлайн сессий, не очень для меня привычный до той поры. И, чего уж там, не очень любимый.
Но время диктует своё и перестраиваться пришлось.
Однако, как только ковидные ограничения спали, поспешила назад в офлайн.
Многие коллеги так и остались в онлайне, оценив его неоспоримые достоинства. Я же поняла для себя, что мой формат — очный.
Это подтвердила и реакция клиентов. Тех, которые приходили в терапию во время пандемии, а потом, спустя несколько встреч, оказывались в кабинете вживую. Я предполагала, что сессии могут отличаться. Но не предполагала, что настолько.
Печалилась. Досадовала. Считала себя доисторическим ящером, неспособным принять вызов времени.
Но понимала, что у каждого свои ограничения. Одно из моих — вот это. Я не онлайн психолог.
Перечитав вдохновляющие цитаты из статьи коллеги, подумала, что, может, и это ограничение можно превратить в ресурс.
Подумала, что, может, людям нужна эта связующая ниточка с ещё совсем недавним, но уже таким безвозвратно далёким прошлым, где встречи клиентов и психологов (и не только) были личными, а онлайн формат становился востребованным лишь при переезде кого-то из участников процесса в другой город, при рождении ребёнка или других семейных обстоятельствах, препятствующих очным встречам.
Возможно, для кого-то очный формат общения стал тем ресурсным якорем, тем островком устойчивости, который так необходим всем нам в стремительно меняющемся тревожном болезненном мире. Точно так же, как наряженная ёлка и салат оливье на столе в новогоднюю ночь. Что бы ни происходило вокруг.
Возможно, кому-то время, потраченное лично на себя, в специально отведённом для этого безопасном психологическом пространстве, в которое не может вторгнуться ничто постороннее, важнее, чем комфорт и удобство онлайн.
Не знаю, кому и что важнее.
Но я остаюсь.
Остаюсь в формате очных встреч.
И пока есть хоть кто-то, для кого очные встречи ближе, я буду здесь.
И буду вас ждать.
И буду готова к встрече.
Автор: Елецкая Ирина Константиновна
Психолог, Интегративный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru