Уже много месяцев я ищу замену Figma, внимательно изучаю разные инструменты и сейчас расскажу, к чему я пришел.
ДИСКЛЕЙМЕР
Если вы не предвзятый пользователь, перешли в Figma с Photoshop, всё ещё группируете слои вместо фреймов и даже не используете констрейнсы, то какие-то автолэйауты для вас пустой звук и вам подойдёт практически любой редактор из этого обзора.
Почему я хочу отказаться от Figma
- Сложности с оплатой подписки из РФ, для меня важны библиотеки компонентов и командная работа, которые есть только в платном тарифе;
- Инфраструктурные риски — Figma уже заблокировала корпоративные аккаунты российских компаний. Здесь я ощутил уязвимость от использования облачных сервисов, когда можно заблокировать своих пользователей по IP региона, как это уже сделали Netflix и Spotify;
- Для некоторых продуктов в российских компаниях в целях безопасности требуется закрытый контур сети, когда все корпоративные документы хранятся во внутренней сети и не должны попадать во внешнюю сеть, чтобы избежать утечек критичной информации. У меня уже был пример, когда мой документ из Figma в одной корпорации попал в руки другой корпорации и узнал я об этом, когда устроился к ним на работу и случайно нашел свой документ;
- Adobe купила Figma, монополизация — всегда плохо и ведет к снижению конкуренции, чем крупнее компания, тем больше бюрократии, меньше инноваций. Дилан Филд, основатель Figma заявляет, что Figma сохранит независимость от Adobe. Но кажется очевидным, что Adobe захочет интегрировать Figma в свою экосистему и попробует монетизировать бесплатных пользователей. Вангую, появится лимит файлового хранилища Creative Cloud на бесплатных аккаунтах.
Почему я всё ещё использую Figma
При всём обилии инструментов, о которых я расскажу далее, Figma самый функциональный и закрывает 95% моих потребностей.
В Figma какая-то невероятная команда, где было множество инновационных решений, которые ускоряют работу и без которых работать уже не так комфортно. Конкуренты по сей день догоняют Figma и копируют лучшие решения, даже Adobe смирилась с тем, что не может догнать Figma и просто купила её.
Figma оттачивает пользовательский опыт до мелочей, которые ускоряют работу. Например, можно выбрать слой в одном варианте интерактивного компонента и сразу выбрать этот слой во всех вариантах, чтобы поменять свойства для всех выбранных слоёв.
В любом другом редакторе для таких массовых действий с объектами придется сделать много кликов.
Но это всё, не так критично, для меня самые востребованные функии, от которых не хочется отказывать — это Auto Layout и интерактивные компоненты:
- Auto Layout — позволяет делать адаптивные макеты, которые тянутся по заданным условиям и содержимому контенту.
- Интерактивные компоненты — позволяют прототипировать микровзаимодействие внутри компонента. Раньше приходилось делать несколько одинаковых фреймов с изменением состояний одного компонента и каждый раз их повторять, чтобы показать микровзаимодействие, это рутина. Интерактивные компоненты позволяют разместить один компонент в одном фрейме, который будет реагировать на действия пользователя, менять своё состояние при наведении курсора, клике правой кнопки мыши и т.п.
Более того, компоненты можно объединять в блоки из которых создавать интерактивные компоненты и протипировать взаимодействие внутри одного блока, без необходимости городить кучу фреймов.
Если аналог Auto Layout уже активно разрабатывают конкуренты, то до интерактивных компонентов дойдёт не скоро. Если сейчас отказываться от Figma в пользу любого другого редактора, придется даунгрейдиться. Я оттягиваю момент отказа от Figma как могу, жду, когда конкуренты реализуют критичные для меня функции.
Рассмотрим конкурентов
Pixso — китайский клон Figma
Если вы продвинутый пользователь Figma, то ближайший схожий инструмент — Pixso.net
Это по прежнему облачный инструмент, нет клиента, работает только в окне браузера. Он хорошо импортирует Figma файлы, с небольшими огрехами, переносит все стили, компоненты, вариативные компоненты.
На macOS не поддерживает локальные шрифты, есть плагин только для Windows.
Я попробовал импортировать несколько документов Figma и, иногда, при работе с документом вкладка браузера зависает.
Есть поддержка плагинов, но пока что в сервисе всего 12 плагинов.
Помню, на старте было всего 2 тарифа, бесплатный, где было всё, что сейчас в персональном тарифе и корпоративный с ценой «Coming soon». Как и ожидалось, тарифы приблизились к Figma.
Я не проверял возможно ли оплатить сервис с российской карты, если у вас был такой опыт, можете рассказать в комментариях.
В целом, Pixso неплох, но он не отвечает моим новым требованиям отказа от импортного облачного сервиса.
Framer
Многие дизайнеры помнят Framer как инструмент для анимации интерфейсов использованием CoffeeScript. С тех пор Framer себя очень долго искал.
Framer очень близкий к Figma по функциональным возможностям и имеет несколько преимуществ, если ваша команда разработки использует React. Во-первых вы можете перенести код React компонентов в дизайн и использовать их для прототипирования, во-вторых вы можете создать дизайн-компонент и отдать его разработке в виде React кода, но с ограничением, этот компонент можно импортировать в код продукта, но не получится компилировать с основным кодом приложения.
Кажется, Framer всё таки нашел свою нишу и помимо инструмента для дизайна интерфейсов и прототипирования уже предлагает на базе своих технологий создавать сайты, а это уже конкуренция с конструкторами сайтов и совсем другая история.
Из минусов, это по прежнему облачный продукт по модели подписки, для персонального использования можно использовать продукт практически без ограничений, но для командной работы придется приобрести подписку. Framer закрытый сервис, то есть нельзя выгрузить рабочий документ и кому-либо передать.
Sketch
12 лет назад Sketch совершил революцию в дизайне интерфейсов, дизайнеры работающие на macOS массово начали переходить на Sketch с Adobe Photoshop после 2012 года, когда получил награду Apple Design Awards. А встроенный инструмент прототипирования перевернул страницу, когда дизайнерам приходилось использовать сторонние инструменты, вроде, Invision для создания кликабельных прототипов.
Сейчас это хороший инструмент для дизайна интерфейсов, но инструмент прототипирования не получил дальнейшего развития и в Sketch можно делать только кликабельные прототипы с анимациями переходов на уровне Powerpoint.
По прежнему Sketch работает только на macOS из-за библиотек Apple, на которые они когда-то сильно завязались. Ходили слухи о том, что Sketch делает кроссплатформенную браузерную версию, но всё обошлось онлайн-просмотром документов со спецификациями для передачи в разработку.
Что касается командной работы, она появилась с переходом на подписочную модель монетизации, до этого приходилось использовать плагин контроля версий Abstract, аналог Git.
Функция Figma Auto Layout, без которой сейчас я не представляю свою работу в Sketch реализована в урезанном варианте на уровне компонента и называется Smart Layout. Если необходим Auto Layout для артбордов, можно использовать плагин Anima, отчасти, с этим можно смириться.
Компания отказалась от пожизненных лицензий в пользу подписки, бесплатной лицензии нет, только триал версия на 30 дней, так что здесь все те же самые проблемы с оплатой подписки. Но при желании это можно обойти нарушив УК РФ.
Из плюсов, это хранение локальных документов и библиотек, которыми можно обмениваться с командой через тот же Git или плагин Abstract.
Lunacy — кроссплатформенный клон Sketch
Это мой фаворит и при возможности я мигрирую в Lunacy.
Изначально Lunacy создавался компанией Icons8 для работы с документами Sketch в Windows.
Сейчас это очень достойный инструмент, убийца Sketch из-за своей бесплатности с поддержкой macOS, Windows и Linux.
Icons8 монетизирует Lunacy встроенным маркетплейсом иллюстраций, иконок и командной подпиской. В бесплатной версии может быть только 1 команда до 3 участников, до 10 облачных файлов и до 30 дней хранения истории версий. Это ограничение легко обходится собственной системой контроля версий Git, хоть и менее удобно.
К сожалению, в Lunacy нет поддержки сторонних плагинов как в Sketch или Figma, но у Lunacy активное комьюнити пользователей, где можно запрашивать функции и голосовать за функции других пользователей.
Команда Lunacy уже реализовала неплохой импорт Figma документов и сейчас работает над Auto Layout, я с нетерпением жду релиза этой функции.
Тем не менее, для прототипирования по прежнему Lunacy годится только на базовом уровне как и Sketch.
Penpot — Open Source редактор
После объявления покупки Figma корпорацией Adobe в одной западной социальной сети Илона Маска началась борьба за недовольных пользователей Figma и громче всех оказался Penpot.
Penpot — это браузерный редактор, все документы он хранит в открытом формате SVG. При желании его можно развернуть на своём корпоративном сервере.
У Penpot активное сообщество как и у Lunacy, можно запрашивать функции и голосовать за функции других пользователей. Сейчас Penpot так же стремительно разрабатывает Auto Layout.
Если сравнивать Penpot с Lunacy, то у Penpot реализована менее функциональная работа с компонентами. Например, нет поддержки замены вложенных компонентов. Зато в Penpot прототипирование функциональнее, можно создавать события при наведении мыши и открывать оверлеи с простыми анимациями перехода между экранами.
Надеюсь, сообщество разработчиков расширится и инструмент начнет развиваться быстрее, очень хорошее начало.
Другие редакторы
Обычно под такими постами появляются комментарии с ссылками на другие редакторы, я их сразу перечислю и скажу, что они не заслуживают внимания:
- Adobe XD