Кто такой Репетитор? И чем он отличается от Индивидуального преподавателя?
Слово репетитор заимствовано из иностранного языка. Репетитор (repetitor) - повторяющий, суффиксально производное слово от repetere «повторять».
У данных профессий есть отличия в спектре предоставляемых услуг.
Ранее репетитором называли всех индивидуальных преподавателей, которые обучали детей обеспеченных семей или тех, кто предпочитал домашнее обучение или дополнительные занятия. Сейчас термин "репетитор" описывает некоторый спектр услуг в сфере образования, но не обязательно одинакового качества и уровня профессионализма.
На сегодняшний день репетитором может быть студент, занимающимся подработкой, или школьный учитель, который также подрабатывает в свободное время. Ни один из них не занимается репетиторством как основной деятельностью, что приводит к очевидному заключению о разнице качества предоставляемых образовательных услуг.
Индивидуальное преподавание - это когда процесс освоения предмета полностью лежит в руках учителя и Вы не переживаете, что ребенок выйдет с курса обучения с пустой головой, потому что момент усвоения и запоминания тоже контролируется учителем.
В современное время стало очевидна необходимость разделения этих двух видов услуг. К репетитору предъявляется меньше требований, чем к индивидуальному преподавателю, поэтому репетитор не обязательно имеет психолого-педагогическое образование.
Репетитор предоставляет услуги по повторению, выполнению упражнений по конкретной теме и преподносит материал по каждой теме раздельно.
Индивидуальный преподаватель преподносит предмет комплексно, подстраивая материал под индивидуальные особенности мышления ученика, тренирует его мышление и обучает приёмам применения изученной теории на практике, учит взаимодействовать со своим умом в процессе работы и обучения. Благодаря высшему образованию в сфере психологии и педагогики, индивидуальный преподаватель может предоставить качественное профессиональное обучение, то есть обеспечить психологическое здоровье и корректное развитие психики ребенка.
Какие научные знания может применить психолог-педагог в процессе обучения: определить тип мышления ребенка, его сильные и слабые стороны, на основе определения ведущего канала восприятия информации подстроить преподнесение материала под тип устройства нервной системы ребенка.
Используя научные знания, психолог-педагог может определить причину низкой успеваемости, отсутствия мотивации, низкого коэффициента внимания.
Вначале работы индивидуальный преподаватель проводит диагностику дезадаптации учащегося в учебной среде, определяет тип мышления ребёнка, ведущий канал восприятия информации и подходящий ему стиль обучения.
Такой комплексный подход приводит к тому, что ребенок перестает зависеть от учителей и репетиторов, т.к. в процессе обучения индивидуальный преподаватель даёт систему способов, приёмов к обучению любого предмета.
Таким образом ребёнок учится учиться, пользоваться своим умом как инструментом, полагаться на свои сильные стороны и качества.
Репетитор предлагает услуги по заполнению пробелов в определенной теме определенного школьного предмета и практику по данной теме. В услуги репетитора не входит систематическое отслеживание прогресса обучения, продуктивности и эффективности обучения по теории и практике на основе личной статистики ученика.
Резюме основных отличий между репетитором и индивидуальным преподавателем:
Репетитор:
- это чаще совмещение, подработка, не основная деятельность (студенты или школьные учителя)
- рассматривает работу со стороны только школьной общеобразовательной программы (иногда только одной)
- делает школьное д\з с учеником и объясняет тему по нему,
- заполняет пробелы в знаниях предыдущих классов только одним способом, т.е. подход общий ко всем ученикам, отсутствует ориентировка на личностные качества;
- методика преподавания чаще всего одна или отсутствует,
- нет психологического образования и регулярных повышений квалификации.
Индивидуальный преподаватель:
- это основная деятельность, что говорит о полной и постоянной погруженности в работу с конкретными учениками,
- составляет индивидуальный план обучения (не в уме, а составляет и предоставляет печатный документ),
- сопровождает ученика по всему предмету, располагая подачу информации под его индивидуальные особенности (например, застенчивость, интроверсия, экстраверсия, сопротивление, саботаж),
- следит за индивидуальными показателями результативности и прогрессом обучения (отраженные в графиках, схемах и таблицах), предоставляет регулярную (ежемесячную\ежеквартальную) корректировку методики преподавания;
- владеет несколькими методиками преподавания (знание всех принятых законом РФ методик преподавания по предмету, а также возможно владение собственными методиками);
- комплексно подходит к обучению (преподаёт весь предмет целиком, применяет научные знания в педагогике и психологии);
- не только обучает, но и работает с личностными характеристиками- применяет знания в психологии и педагогике в процессе обучения, чтобы не только не наносить новые психологические травмы ребенку, но и исправлять уже имеющиеся- диагностика и коррекция дезадаптации учащегося в учебной среде, преподнесение материала в соответствии с индивидуальным типом мышления, ведущим каналом восприятия информации и подходящим ему стилем обучения;
- постоянно совершенствуется, повышает квалификацию, следит за изменениями в сфере образования, критериях и требованиях.
Одним словом, индивидуальный преподаватель - это лайт-версия частной школы.
Требования к репетитору намного ниже, что также отражается и в стоимости его услуг. Работа индивидуального преподавателя имеет большую нагрузку и ответственность, и поскольку он развивает навыки самостоятельного обучения и его вклад в развитие фундамента личности ребенка приносит плоды в более зрелом возрасте, стоимость его услуг выше.
К сожалению, в настоящее время эти две профессии все еще не имеют четкого разделения. При поиске хорошего преподавателя и желания получить глубокий, устойчивый результат, люди используют собирательный термин "репетитор".
Кто-то хотел получить подробное разъяснение, основательную работу, профессионала, который будет натаскивать и тренировать, сопровождать ученика до поставленной цели, а получает только поверхностное объяснение одной темы, одного класса, без углубления в весь предмет.
Или наоборот, кто-то хотел получить просто выполнение д\з, сопровождение только по текущему классу, а получает индивидуальный план освоения всей школьной программы по предмету.
Именно из-за неточностей в понимании различий этих двух профессий люди начинают негативно отзываться об обоих. В результате любой человек, занимающихся индивидуальным преподаванием, сводится к слову "репетитор" и выводам "это только выкачка денег", "мы ничего не получили, пока занимались", "все они обманывают", "у нас так и остались двойки" и т.д.
Пожелания заказчиков разнообразны, цели и запросы могут быть самые разные. Косметический ремонт или ремонт под ключ - это дело выбора.
Поэтому так важно обсуждать желаемый результат и спектр услуг в самом начале сотрудничества.
Теперь Вы будете знать отличие и сможете определите, какой именно специалист Вам нужен.
Как известно: чем точнее определен запрос, тем продуктивнее получается результат. Это сэкономит Вам время и деньги :)