Найти тему

Неожиданный выбор сына-подростка в Третьяковке. Для чего детям искусство

Оглавление

Я люблю искусство и всегда стараюсь посещать художественные музеи и выставки. Любимым занятием в детстве было рассматривать художественные альбомы и наборы открыток с произведениями искусства, которые были в большинстве советских семей. Было здорово рассматривать картину и фантазировать о судьбе героев, придумывать истории их жизни.

Недавно мы с сыном побывали в Третьяковской галерее и неожиданно попали на выставку "Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова". В каждом зале взгляд выхватывал знакомые с детства сюжеты, всплывали в памяти фамилии художников. 12-тилетний сын заметно оживлялся, видя знакомые по урокам русского языка и литературы картины. И оба мы удивлялись размерам некоторых полотен, зная их по репродукциям из учебников и открыток, когда представлявшаяся маленькой картина вдруг представала перед нами во всю стену, от пола до потолка.

Конечно, я задержалась в залах двух моих любимых художников - Карла Брюллова и Василия Верещагина. Творчество последнего я знаю очень хорошо, так как выросла в Череповце, откуда был родом художник. В Череповце есть дом - музей Верещагина, где представлены копии и репродукции почти всех его картин, поэтому я с ними хорошо знакома. Ну а "Всадница" Брюллова вообще моя любимая картина, хотя критики много писали про её нереалистичность.

Поход в Третьяковку открыл для меня Максима Воробьёва. Его "Дуб, раздробленный молнией" не оставил равнодушным даже уставшего сына. А эти ночные пейзажи, залитые каким-то нереальным, волшебным светом! "Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью" производит невероятное впечатление, призрачный лунный свет делает привычный пейзаж поистине волшебным.

Максим Воробьёв "Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью" , 1835
Максим Воробьёв "Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью" , 1835
Уже дома, изучая информацию про Воробьёва, я узнала, что он считается отцом русской пейзажной живописи, а картина "Дуб, раздробленный молнией" - трагическое, эмоциональное произведение, ознаменовавшее отчаяние художника после смерти любимой жены. И, когда я спросила сына, что символизирует расколотый дуб, ребёнок интуитивно ответил: "Сердце".
Максим Воробьёв "Дуб, раздробленный молнией",1842
Максим Воробьёв "Дуб, раздробленный молнией",1842

Что нашло отклик у ребёнка

Интересно было наблюдать за сыном. Принято считать, что дети не интересуются искусством. По этой причине большинство родителей моих учеников не водят детей в музеи, считая, что там скучно. Итак, какие картины, кроме тех, репродукции которых представлены в учебниках русского, литературы и истории, заставили обратить на себя внимание:

  • Безусловно, оставили неравнодушным работы Воробьева, он даже попросил сфотографировать себя на их фоне
-4
  • Алексей Венецианов "Вот-те и батькин обед! "1824
Я бы включила эту картину в учебник русского языка, мне кажется, по ней интересно писать сочинение
Я бы включила эту картину в учебник русского языка, мне кажется, по ней интересно писать сочинение
  • Евграф Сорокин - ещё один художник, которого мы открыли для себя в этот раз.
Евграф Сорокин "Нищая девочка - испанка" 1852
Евграф Сорокин "Нищая девочка - испанка" 1852
  • Много эмоций вызвали работы Валерия Якоби "Привал арестантов" и Ильи Репина "Дуэль"
Валерий Якоби " Привал арестантов" 1861
Валерий Якоби " Привал арестантов" 1861

Илья Репин "Дуэль". Интересно, дуэлянт справа переживает ужас содеянного или молится, чтобы раненый умер?
Илья Репин "Дуэль". Интересно, дуэлянт справа переживает ужас содеянного или молится, чтобы раненый умер?
Очевидно, что ключевыми для ребенка в этих произведениях стали эмоции людей, так жизненно переданные художниками на полотнах. Но самое неизгладимое впечатление произвела картина Верещагина "Побеждённые. Панихида", которую я тоже увидела впервые.
Верещагин "Побеждённые. Панихида"
Верещагин "Побеждённые. Панихида"

Интересно, что подростку откликнулись эмоциональные работы, изображающие социальную несправедливость, страдания, нравственные муки человека. Всё это сын почувствовал без каких-либо комментариев с моей стороны. Дети очень хорошо чувствуют силу искусства, главное - приучить их к нему. Конечно, в раннем возрасте всё должно быть дозированно, дабы не разрушить впечатление о музее. Я вот увлеклась, как обычно, и сын устал, начал капризничать.

А вообще, меня очень порадовал тот факт, что в Третьяковской галерее было много молодёжи. Ребята бродили группами и парами, чаще девушка с парнем или девушки, но несколько раз были и группы парней. Многие подолгу сидели перед большими полотнами, рассматривали, обсуждали.

-10

А ещё я открыла для себя одного известного всем художника с новой стороны. В 1896 году он создал камин - панно "Микола Селянинович и Вольга" для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, городе, в котором я живу. Но по решению жюри Императорской Академии художеств это произведение было отвергнуто ещё незавершённым как "слишком претенциозное для декоративной задачи" и "декадентское".

-11

Угадаете имя художника? Подсказка - две его работы ниже, эту технику не спутаешь ни с кем.

-12
-13

Имя этого художника - в первом закреплённом комментарии.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки - у меня для вас ещё много интересного!