Как мы знаем, всякое искусство отражает современное ему бытие. Бытие же определяет сознание. По сути искусство является отражением нашей реальности. Всякий современный хит, состоящий из несвязанных между собой смыслом предложений, говорит о крахе искусства как такового. Действительно, зачем вкладывать смысл, если каждый какое-либо явление может понимать, как ему заблагорассудится. Очень удобная и не заставляющая думать субъективность, которая символизирует квадрат Малевича – огромную точку в развитии искусства.
Дабы углубиться в тему и извлечь из нее какие-то выводы, нужно начать с определений. Есть три основные парадигмы мышления: премодерн, модерн и постмодерн. Нельзя говорить о последнем, не сказав пары слов о первых двух. В премодерне система представлений касательно устройства мира включает три действующих «лица»: бог, объект и субъект. Человек (субъект) познавал мир (объект) через бога, поскольку последний был в центре всего. Люди могли познавать мир только через священные писания, религиозные обряды и так далее.
В модерне меняются действующие лица, остаются только субъект и объект. В это время стремительно развивается наука. Человек начал понимать, что для познания мира ему бог не очень-то и нужен.
Постмодерн убрал из этой цепи объект, то есть человеку нечего познавать, кроме себя любимого. Отсюда распространяются идеи солипсизма и прочих субъективных идеалистических течений, которые ставят во главу угла собственные ощущения, знания и мнения. Словом, «я художник, я так вижу» или «чего не знаю, того и нет». Это мировосприятие очень выгодно буржуазии, поскольку оно не позволяет выйти за рамки собственного знания. Таким разумом удобнее управлять, особенно когда имеешь все необходимые для этого пропагандистские инструменты.
Для конкретного понимания постмодерна давайте вспомним новые фильмы, песни или другие виды самовыражения современного творца. Много ли из них действительно новых сюжетов? Если найдете такие примеры, будем рады узнать о них в комментариях. Российская кинематография, равно как и западная, остановилась на готовых удачных шаблонах и доит их до истощения. По пальцам скоро будет не пересчитать части новогодней комедии «Ёлки», в 2021 году отечественный кинематограф подарил нам аж восьмую часть этого «шедевра». К сожалению, за счет наших налогов.
Буржуазная рука коснулась и советского кинематографа, и биографии исторических личностей. В 2014 году пересняли «Кавказскую пленницу» в России, в 2020 году фильмом «Зоя» «Фонд Кино» исказил реальные мотивы Героя Советского Союза и выдал ее за некую «библейскую историю», в 2022 году американские режиссерские руки подобрались к «Иронии судьбы». Собственно, и на этот новогодний праздник ТНТ решил подать ностальгирующим зрителям «Самоиронию судьбы», заменив актеров современными звездами шоу-бизнеса и оставив советский сюжет. Кто-то увидел в этом посягательство на советское наследие, кто-то был вполне доволен таким постмодернистским выплеском, найдутся в любом случае и те, до кого эта новость дошла только сейчас. Так или иначе эта заезженная пластинка охватывает большую аудиторию и будет охватывать до тех пор, пока не истощится.
Словом, постмодерн - это «что хочу, то и ворочу»: захочу смешать исторические эпохи, людей и их убеждения — никто мне не помешает слепить такого «франкенштейна». У Тарантино, например, в некоторых фильмах это получилось вполне себе неплохо. Некоторые кинокомпании доводят свои фильмы до сюжетного истощения и наполняют их тем, что попадется под руку. Чего стоит только вселенная Marvel, в которой дошло до обыкновенного объединения героев против какой-то силы. По сути один и тот же сюжет нам продают под разным названием.
Долго на ностальгии играть не получится. Как минимум потому что поколения сменяют друг друга, и как максимум – все есть процесс. Искусство социалистического будущего будет запятой в отличии от постмодерна, который считается некоторыми людьми последней его стадией - точкой. Покуда противоречия изменяют общество, искусство будет стремиться отразить эти изменения. Логично, что разные изменения имеют разное отражение. Поэтому искусство ни в коем случае не остановилось, равно как и капитализм не является самой совершенной стадией развития человечества. Последний лишь вырос из феодальных экономических отношений, равно как социализм вырастет из капиталистических.
Буржуазная культура ностальжи-искусства рано или поздно перерастет в наполненную смыслом социалистическую. Последним типом искусства будет считаться то, что приносит пользу человечеству. Постмодерн – это не плохо и не хорошо, это определенный этап развития. Капитализм не хорош и не плох, это определенный этап развития. Эта линза – искусство - управляется буржуазией и направляет свет от нужных предметов к бессмысленным. Загляните в это общественное зеркало. Что вы в нем видите?
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429