Найти тему

Вокзал "Новосибирск-Главный". 2 часть

 Слева   К.Я.Михайловский,  справа  Н.Г.Гарин-Михайловский
Слева К.Я.Михайловский, справа Н.Г.Гарин-Михайловский

В 1892-1896 годах строители Транссибирской магистрали под руководством инженера-первопроходца К.Я.Михайловского совместно с военными специалистами выбирали место для железнодорожного моста через реку Обь ближе к Томску. По проекту дорога шла через Томск, но выбрали место южнее, что сэкономило 4 миллиона рублей и сократило длину дороги на 130 км... Официально считают, что это место выбрал инженер-путеец, писатель Н.Г.Гарин-Михайловский, в честь которого в 1956 году назвали привокзальную площадь в Новосибирске. Наши сибирские краеведы считают это недоразумением; они пишут, что это военные специалисты в 1889 году выбрали место перехода Оби с самой короткой длиной места. А Н.Гарин-Михайловский работал полтора месяца в Колывани и был отстранен К.Михайловским от работы на Транссибе за невыполнение задания… Такой вот лабиринт))

Был такой миф, что томские купцы, занимавшиеся ямским извозом (гужевым транспортом доставляли грузы по Московскому тракту через Томск, а из города по Иркутскому тракту на восток), дали взятку инженерам, чтобы железная дорога проходила не через Томск, а в другом месте. Это неправда. Инженеры искали кратчайший путь, узкую пойму реки и каменистые берега. Всё это было на месте нынешнего Новосибирска. Да и инженеры-первопроходцы славились честностью и неподкупностью.

На правом берегу реки Обь построили станцию "Обь" (1894), где в 1896-1897 г. был выстроен деревянный вокзал с залами ожидания, почтой и буфетом.

Вокзал в 1897 году
Вокзал в 1897 году
Вокзал станции Обь со стороны поселка Ново-Николаевска
Вокзал станции Обь со стороны поселка Ново-Николаевска

Старый вокзал расширяли дважды. В 1906 году слева к деревянному вокзалу пристроили каменную 2-этажную пристройку. В 1914-1915 годах, во время Первой мировой войны, с другой стороны, справа, вокзала ещё пристроили каменное двухэтажное здание.

 Вокзал с каменной пристройкой.  Фото 1909-1917 гг.
Вокзал с каменной пристройкой. Фото 1909-1917 гг.
 Вокзал станции Ново-Николаевск. Фото 1915-1917 гг.
Вокзал станции Ново-Николаевск. Фото 1915-1917 гг.

В 1909 году ст. Обь переименовали в ст. Ново-Николаевск I- Пассажирский. Рядом с вокзалом построили паровозное депо с мастерскими. А ещё построили железнодорожную больницу (вдруг кому из пассажиров станет плохо).

Надо уточнить, что самый первый вокзал для пассажиров, которые приезжали в Ново-Николаевск, находился на станции Кривощёково (1895). Большое село Кривощёково основали в период с 1697 по 1708 гг. Об этом много и подробно писал в своей книге «Тайны некоронованной столицы Сибири» Г.Г.Чибряков, писатель, академик и старинный друг семьи Банниковых.

-6

Кривощёковский вокзал несколько лет назывался Главным вокзалом. Мост через реку ещё не был построен, и поезда шли до Кривощёково, где высаживали пассажиров, которые самостоятельно переправлялись на другой берег, садились там на поезд и следовали далее на восток. Сейчас на месте этого первого вокзала находится станция Новосибирск-Западный, где в 2000 г. открыли современное здание.

Деревянный вокзал на станции «Кривощёково» был одним из самых первых вокзалов, построенных на Транссибирской магистрали в начале 1890-х годов
Деревянный вокзал на станции «Кривощёково» был одним из самых первых вокзалов, построенных на Транссибирской магистрали в начале 1890-х годов
Станция «Кривощёково» сохраняла название до  1960 года
Станция «Кривощёково» сохраняла название до 1960 года

В 1926 году Ново-Николаевск переименовали в Ново-Сибирск, и на здании вокзала стала красоваться вывеска «Ново-Сибирск-Пассажирский». Это деревянное здание с двумя пристройками пережило пожар в 1934 г., но продолжало работать до завершения строительства нового вокзала. Старое здание не сохранилось, оно располагалось на территории современных железнодорожных путей, недалеко от вокзала станции Новосибирск-Главный.

Тогда уже решили, что эта станция будет самым крупным транспортным перекрестком востока и запада. В 1929 году провели всесоюзный конкурс на проект новосибирского вокзала. Прислали 45 работ… Первую премию получил проект архитектора Киевского отделения Гипротранса Н.Г.Волошинова.

Проект- победитель «Прямое движение» Н.Г.Волошинова с гостиницей - небоскрёбом, 1931г. Фото из архива Музея истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина
Проект- победитель «Прямое движение» Н.Г.Волошинова с гостиницей - небоскрёбом, 1931г. Фото из архива Музея истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина

Но проект Волошинова много раз переделывали… Тем временем комплекс старых вокзальных сооружений был снесен, и начали строить новый железнодорожный вокзал. Он строился 7 лет.

Таким стал проект  после изменений, которые провели  архитекторы под руководством Б.Гордеева.  Фото из архива Музея истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина
Таким стал проект после изменений, которые провели архитекторы под руководством Б.Гордеева. Фото из архива Музея истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина

Решили строить здание вокзала по этому новому проекту. Начали строить в 1932 году, но через 2 года заморозили стройку и начали переделывать. Новые, уже готовые фундаменты два раза взрывали. Залы и помещения перестраивались. Строители считали всё это безумием...

Окончательный проект. Фото из архива Музея истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина
Окончательный проект. Фото из архива Музея истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина
 Вид строительной площадки, май 1931 года.  Фото с сайта nsk-kraeved.ru
Вид строительной площадки, май 1931 года. Фото с сайта nsk-kraeved.ru
.
.
Бараки- шанхайчики на месте  будущей площади Гарина-Михайловского во время строительства вокзала. Фото с сайта nsk-kraeved.ru.   Они ещё оставались в районе привокзальной ул.Челюскинцев до 1970-х годов
Бараки- шанхайчики на месте будущей площади Гарина-Михайловского во время строительства вокзала. Фото с сайта nsk-kraeved.ru. Они ещё оставались в районе привокзальной ул.Челюскинцев до 1970-х годов
На вокзальную площадь выходила ул.Межениновская (сейчас ул.Челюскинцев); пересечение с ул.Ленина. Фото 1929 года
На вокзальную площадь выходила ул.Межениновская (сейчас ул.Челюскинцев); пересечение с ул.Ленина. Фото 1929 года

Центральная часть вокзала имеет арочное покрытие  в виде триумфальной арки. Фото сделано в июле 1937 г.  Фото с сайта nsk-kraeved.ru
Центральная часть вокзала имеет арочное покрытие в виде триумфальной арки. Фото сделано в июле 1937 г. Фото с сайта nsk-kraeved.ru
.
.

Уникальную арочную конструкцию разработал инженер-конструктор Н.В.Никитин, родом из сибирского Тобольска. Это была первая архитектурная идея Никитина, вчерашнего выпускника Томского технологического института. Позже Никитин разработал проект Останкинской телебашни в Москве. Новосибирцы гордятся тем, что именно Н.Никитин украсил центральную часть здания вокзала такой триумфальной аркой!

В январе 1939 года открылся новый вокзал «Новосибирск-Первый». Долго он так назывался, потом его переименовали в Главный. Считается он самым крупным вокзалом за Уралом. Между прочим, в России более 5 тысяч вокзалов. Самый большой в России- Казанский вокзал в Москве. Новосибирск-Главный- самый крупный вокзал на Транссибе (и второй в России). Третьим считается Красноярский вокзал. Четвёртое место- Ярославский вокзал в Москве, откуда и начинается Транссиб. Пятый- вокзал Омска. Много призовых мест у сибирских вокзалов)

Вокзал Новосибирск-Главный занимает площадь около 30 тысяч кв.м и может одновременно вмещать 4 тысячи пассажиров. Пассажиропоток- более 45 тысяч человек в сутки. Ежегодное обслуживание-16 миллионов пассажиров. Есть пригородный вокзал, 14 железнодорожных платформ и ремонтно-строительные цеха. Наш вокзал стал одним из символов Новосибирска, как и Оперный театр.

В 1960-, 70- х годах  на привокзальной площади было трамвайное кольцо
В 1960-, 70- х годах на привокзальной площади было трамвайное кольцо

А потом… Я помню, каким был вокзал в 70- и 80- годы. В 1990-е годы вокзал был уже грязноватым, пахнущим несвежими беляшами, со спящими алкашами на лавках, с пристающими цыганками, со шныряющими ворами-карманниками. В ресторанах шли разборки криминалитета. Или просто пьяные драки заезжих командированных… В багажном отделении невозможно было сдать багаж на хранение. Там всё было битком забито клетчатыми баулами «челноков». В кассовых залах гигантские очереди за билетами, где люди стояли по несколько часов. Кстати, про билеты. Помнит ли старшее поколение маленькие билеты из коричневого картона?

Единичный билет из картона
Единичный билет из картона
А это бланковый комбинированный, разрезной  билет советского времени (1982г.)
А это бланковый комбинированный, разрезной билет советского времени (1982г.)
Дореволюционный (1907г.) бланковый билет
Дореволюционный (1907г.) бланковый билет

В 1990-е годы привокзальная площадь стала барахолкой, где продавался китайский ширпотреб(( Об этом с горечью писали в газетах. Тогда вся страна стала базарной площадью...

К счастью, к третьему тысячелетию, в 1999 году, городские власти разогнали всех лишних, и всё лишнее перевели за 101 км, и провели капитальный ремонт здания. Были обновлены фасады, для облицовки стен и пола были использованы гранит и мрамор бежевого и шоколадного цвета. Для работ наняли множество трудолюбивых китайцев, которые сделали всё на славу. Вокзал обрел шикарный лоск. Красавец-вокзал!

Современный вид вокзала «Новосибирск-Главный». Фото С.Степанова
Современный вид вокзала «Новосибирск-Главный». Фото С.Степанова

Знаете, почему здание вокзала имеет зелёный цвет? Раньше на картах Западно-Сибирский регион имел зелёный цвет, поэтому вокзалы этого региона имеют такой цвет. Оно и понятно, край болот и таёжных лесов должен иметь зелёный цвет)

Новосибирцы гордятся прекрасным вокзалом, самым красивым и самым большим на востоке России. По железнодорожному вокзалу Новосибирска проводят экскурсии, где можно услышать много интересной информации о вокзале.

За углом вокзала можно увидеть стеклянный ангар, в котором стоит большой макет паровоза Стефенсона.  Фото М.Периков, nsknews.info
За углом вокзала можно увидеть стеклянный ангар, в котором стоит большой макет паровоза Стефенсона. Фото М.Периков, nsknews.info

Счастливого пути!