Найти тему

Вокзал "Новосибирск-Главный". 1 часть

Вокзал — первое здание, встречающее нас, когда мы приезжаем на поезде в город. Уезжая в другой город, тоже выходим из вокзала. Вокзал встречает и провожает нас… Во многих книгах и кинофильмах действие происходит на вокзале. Вспомним фильм «Вокзал для двоих» с Л.Гурченко. Или звёздный «Белорусский вокзал». Или старый английский, красивый фильм «Мост Ватерлоо» с лондонским вокзалом Ватерлоо… В мире не найдётся, наверное, ни одного человека, который не был бы на вокзале. Ведь вокзал — это место пересечения дорог, путей. И людских встреч.

Что такое вокзал? Вокзал- комплекс зданий, находящихся в пункте пассажирских перевозок путей сообщения, предназначенный для обслуживания пассажиров и обработки их багажа.

Откуда произошло это слово «вокзал»? Раньше, в XVIII веке, в пригороде Лондона находился парк «Воксхолл» (англ.Vauxhall). Потом его стали называть «Фоксхолл» (Fox-hall). Или просто «фоксал». Дальше уже «вокзал». Самый старый вокзал — английский Ливерпул-Роуд, открытый в 1830 году в г.Манчестер. Он работал 150 лет, в 1975 году этот вокзал стал музеем.

Вокзал  Ливерпул-роуд
Вокзал Ливерпул-роуд

Давайте немного углубимся в историю железной дороги.

Ещё в Средневековье пользовались для промышленных нужд рельсами и вагонетками. Сначала в Англии и Германии.

Деревянная вагонетка.  В середине шестнадцатого века в шахтах Германии были придуманы рельсовые пути из дерева и первые грузовые кузова-вагонетки. В таких вагонетках транспортировали уголь
Деревянная вагонетка. В середине шестнадцатого века в шахтах Германии были придуманы рельсовые пути из дерева и первые грузовые кузова-вагонетки. В таких вагонетках транспортировали уголь

Деревянные рельсы в 1729 году начали покрывать железом для прочности. В 1767 году в Англии деревянные рельсы заменили чугунными. Колеса тоже стали изготовлять из чугуна. Вагонетки тащили люди или кони… В России такие рельсы были на Змеиногорском руднике на Алтае, где добывали серебро и золото. На том руднике русский механик К.Фролов придумал специальное устройство с гидроусилителем, которое двигало вагонетки с рудой. Это было в 1760-х годах. В 1788 году в Петрозаводске появляется «Чугунный колесопровод».

Как вы знаете, первый паровой двигатель был изобретен шотландским инженером Дж.Уаттом тоже в 1760-х годах. В 1804 году английский изобретатель Р.Тревитик на основе паровой машины Дж.Уатта построил первый, такой тяжёлый паровоз. Чуть позже англичанин Дж.Стефенсон усовершенствовал железную дорогу и паровоз.

Слева портрет Дж.Уатта, художник  Г.Ховард, 1797 г.   В середине  Р.Тревитик, художник Д.Линнелл, 1816г. Справа  Дж.Стефенсон, художник  J.L.Lucas , 1847 г.
Слева портрет Дж.Уатта, художник Г.Ховард, 1797 г. В середине Р.Тревитик, художник Д.Линнелл, 1816г. Справа Дж.Стефенсон, художник J.L.Lucas , 1847 г.

Первая общественная Railway – рельсовая дорога с паровой тягой была открыта в Англии в 1825 году. И с тех пор началось развитие железнодорожного транспорта во всем мире. Тогда в России было развита мода на всё английское, англофильство. В 1832 году в Нижнем Тагиле на металлургическом заводе, принадлежащим князьям- промышленникам Демидовым, крепостные механики отец и сын Черепановы построили первую в России железную дорогу с паровой тягой.

Паровоз Черепановых
Паровоз Черепановых

А через 5 лет открылась первая общественная железная дорога между Петербургом и Царским Селом. В честь открытия Царскосельской железной дороги устроили праздник, который шумно и вкусно отмечали во всех столичных ресторанах.

Первый поезд едет по Царскосельской железной дороге. Слева деревянное здание — вокзал, построенный в 1837 году
Первый поезд едет по Царскосельской железной дороге. Слева деревянное здание — вокзал, построенный в 1837 году

Первые поезда совсем не похожи на современные. А вагоны — это отдельная песня… Первыми вагонами были кареты- «дилижансы», поставленные на рельсы.

 Вагон-«дилижанс»
Вагон-«дилижанс»

С 1879 года пассажирские вагоны стали иметь несколько классов. Вагоны первого класса, самые комфортные, с мягкими сиденьями, имели синий цвет. Народ называл их «берлин». Вагоны второго класса похуже, имели жёлтый цвет. Вагоны третьего класса не имели крыши, их называли «шарабан». На первых русских железных дорогах «шарабаны» обычно устанавливались в передней части состава. И пассажиры «шарабанов» ездили под скамьями, спасаясь от густого дыма и искр, снопами вылетавших из паровозной трубы, и холода. Зато дёшево. Был ещё дополнительный, четвёртый класс - вагоны серого цвета. Стоячие вагоны. Потом их назвали теплушками.

Россия уже тогда была развитой страной, и решили построить по всей стране железную дорогу. В 1851 году по решению императора Николая I построили двухпутную железную дорогу «Санкт-Петербург — Москва». Интересно, что Николай I, которого называли императором- инженером, предложил стандарт ширины рельсового пути шире, чем на Западе. 1524 против 1435 мм. Это было специально сделано, чтобы враг не смог въехать в Россию. Это предложение Николая I очень помогло СССР в борьбе с фашистскими захватчиками. Вермахт тогда не мог быстро двигать свои войска, потому что немецкие локомотивы были созданы для узкой колеи. А в России колеи широкие. Такая колея называется «русская колея». Поблагодарим российского императора- инженера Николая I за заботу о России! А некоторые царские министры были против железной дороги, утверждая, что езда по такой дороге вызывает заболевания мозга))

По европейской части России начала развиваться сеть железных дорог...

Слева Николай I, художник Ф.Крюгер, 1850 г.   Справа Александр III, художник   И.Н.Крамской, 1886 г.
Слева Николай I, художник Ф.Крюгер, 1850 г. Справа Александр III, художник И.Н.Крамской, 1886 г.

А мы, сибиряки, должны быть благодарны Александру III, ещё одному российскому Императору. В 1870-х годах стали думать о такой железной дороге, которая проходила бы через весь континент, от европейского берега Атлантики до Владивостока. Эту дорогу назвали «Транссибирская железнодорожная магистраль», Транссиб. Или Великий Сибирский Путь, по аналогии с Великим Шёлковым Путем, древней торговой дорогой из Китая в Средиземноморье, соединившую Восток и Запад.

Транссиб — самая длинная в мире железная дорога (9289 км), соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток, имеет выходы в Европу и Азию. Очень важное значение Транссиба понимал внук Николая I, Александр III, который в марте 1891 года рискнул подписать именной указ о начале строительства Транссибирской железной дороги. Транссиб для того времени был тем же, что высадка человека на Луну для 20 века)) На строительство Транссиба была потрачена огромная по тем временам сумма — 1,5 миллиарда рублей. Движение поездов по всему Транссибу началось в марте 1901 года…

-8

Хочу рассказать о С.Ю.Витте, который много сделал для развития Транссиба.

С.Ю.Витте
С.Ю.Витте

Осенью 1881 года под Харьковом поезд, на котором ехала царская семья, потерпел катастрофу. Во время расследования катастрофы император Александр III познакомился с управляющим Юго-Западных железных дорог С.Ю.Витте, который учился на физико-математическом факультете в Одессе, и считался перспективным и эффективным экономическим менеджером. Между прочим, Сергей Юльевич был двоюродным братом известной писательницы Е.Блаватской. Умнейший был человек этот Витте! Он мечтал о том, чтобы Россия превратилась в главный узел мировой торговли, осуществляя континентальный транзит грузов. В 1889 году Александр III пригласил Витте на должность директора Департамента железнодорожных дел России. В 1892 году Витте стал министром финансов. Им была проведена денежная реформа — обеспеченный золотом рубль стал конвертируемым. «Золотой стандарт рубля». Как вы знаете, золотой рубль был самой крепкой валютой в мире. В Россию хлынули иностранные инвестиции, которые Витте направлял в российскую промышленность и в свое любимое детище — Великий Сибирский Путь! Вот кто стоял у истоков Транссиба.

Никто в России не верил в мечту С.Ю.Витте - построить железную дорогу, по которой можно было добраться из Москвы до Пекина за 10 дней. Сначала в строительство Транссиба вкладывали инвестиции английские, немецкие и французские банки. Потом подтянулись русские инвесторы... Сейчас любой человек может поехать по этой дороге «Мечта Витте» от Атлантики до Тихого океана за неделю.

Раньше Транссиб имел несколько частей. По Сибири пролегали 2 части железной дороги - Западно-Сибирская (от Челябинска до р.Обь) и Средне-Сибирская (от р.Обь до Иркутска, где поезда переправлялись через Байкал летом на паромах, а зимой на проложенном прямо по льду рельсовом пути).

А на стыке двух этих железных дорог, на берегу реки Обь в мае 1893 года начали строить железнодорожную станцию Обь. Уже спустя год через станцию Обь мчались поезда на восток.

Транссибирская магистраль. Художник Ф.де Ханен, ок.1913 г.
Транссибирская магистраль. Художник Ф.де Ханен, ок.1913 г.

Позже, в 1901 году, Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги объединили в одну Сибирскую железную дорогу.

Продолжение следует.