Летом я прошла онлайн-курс по прозе Марины Степновой и влюбилась в эту женщину) как она говорит и что, на какие детали обращает внимание («только не изумруды в глазах и компот на губах, и уж точно не нефритовые стержни»😁) И конечно, ее любовь к Набокову — это сразу мой человек. Поэтому было интересно, как она пишет. И решила я начать с ее последнего романа «Сад».
Конец 19 века, усадьба, лето. Набоковские длинные описания, но другие, кратче, динамичнее, по одному через запятую. История одной княжеской семьи, отдельно про каждого по главам. Борятинских она взяла реальных (Барятинских), но сделала из них совершенно других персонажей. В романе встречаются и совсем реальные герои — как доктор Бланк, и архитектор усадьбы, и даже семейство Ульяновых — Марина описала Сашу, которого казнили за якобы причастность к террору. А в селе ХреновОе родилась бабушка писательницы, и воспитывалась у княгини (как Нюта в книге).
Роман очень физический. Как будто гиперреалистичен немного, никакого флера романтики — вспотел так с вонью, ругается — так громко и матом, наслаждение — тоже физическое. То, как в начале княжна проникает в сад и хватается то за сочащиеся сладостью сливы, то за лопающиеся на языке вишни, и сок стекает по лицу, и горячо в подмышках, и платок с чахоточными каплями — это всё настраивает на общий тон романа: будет пышное изобилие жизни во всех ее физических проявлениях. При чём сделано это не с маниакальным экзистенциализмом Сартра, а сочными изящными мазками .
Сам роман — словно созревающий в августе сад: с ароматными яблоками на ветках и уже забродившими на траве, здесь есть все плоды жизни — и привлекательные и отвратительные, но сочные, пульсирующие, живущие.