Элена Ферранте – итальянская писательница. Известно о ней очень мало. Родилась в 1943 году. Настоящее это имя или псевдоним – неизвестно. Но её романы приобрели уже всемирную известность, особенно «Неаполитанский цикл», в который входит 4 романа: «Моя гениальная подруга», «История нового имени», «Те, кто уходит, и те, кто остаётся», «История о пропавшем ребёнке».
Очень трудно сказать, о чём эти романы. Обо всём. О жизни вообще. О жизни Неаполя и всей Италии второй половины ХХ века.
Не всё действие происходит в Неаполе, но всё же именно этот древний итальянский город можно, наверное, назвать одним из действующих лиц романа.
Как вы себе представляете Неаполь? Моё представление было таким: море, солнце, пальмы, апельсины, музеи, Везувий, развалины Помпей, весёлые смуглые беззаботные итальянцы, поющие сладкоголосые песни на мелодичном языке.
Элена Ферранте описывает нам совсем другой Неаполь. Героини романа родились в окраинном рабочем квартале города, застроенном домами, похуже наших «хрущовок». Теснота, скученность, бедность, многодетность, шум, драки… Рядом с домами проходит шоссе, а до моря… очень далеко. Даже язык у жителей Неаполя свой – не литературный итальянский, а неаполитанский диалект. И все основные стороны жизни контролирует «каморра» - неаполитанская мафия – торговля, строительство, производство – всё в руках её членов. А ещё члены каморры обогащаются наркоторговлей (я пишу только о том, что встретилось в романе Элены Ферранте).
Есть на страницах и другой Неаполь – исторический, но это ближе к концу.
Повествование в романе идёт от первого лица. Элена (Лену) Греко, родившаяся в этом квартале в 1944 году, рассказывает о жизни свой подруги-ровесницы Рафаэллы (Лилы) Черулло.
Девочки подружились с самого первого класса, но это была своеобразная дружба-соперничество. Они обе хорошо учились, но если Лиле всё давалось легко, благодаря её способностям, хватке и хорошей памяти, то Лену всё брала трудом и усидчивостью. Лила – явный лидер - генерировала идеи (не всегда продуктивные), а Лену, будучи более мягкой и нерешительной по характеру, шла у неё на поводу, исполняя их. И не только Лену. В Лиле с самого детства была какая-то внутренняя сила,
твёрдый характер, харизма, позволявшие ей активно влиять на людей, подчинять их себе. Подросшую Лилу в квартале и уважали, и побаивались, и влюблялись в неё, и порой ненавидели.
Обе девочки, конечно же, мечтали о лучшей жизни, хотели вырваться из нищеты. Лену видела свой путь в образовании: она закончила школу, университет, уехала из Неаполя, стала писательницей. А Лила, будучи из более бедной семьи, получила лишь начальное образование, но уже в 16 лет вышла замуж за обеспеченного мужчину, которого, впрочем, не любила. Если бы эта одарённая девочка смогла получить достойное образование, думается, она смогла бы многого добиться.
Отношения Лену и Лилы, которым, собственно, и посвящён весь роман, очень сложные. Они не просто соперничают, они завидуют друг другу, ревностно следят за успехами друг друга, за личной жизнью друг друга, порой даже желают друг другу зла, провала. Но Лену черпает в Лиле идеи, которые та продуцирует с лёгкостью, а Лила самоутверждается за счёт Лену.
Всё это очень сложно, целых четыре тома психологии!
В тетралогии перед нами прошла практически вся жизнь девочек-девушек-женщин, с 6 до 60 с лишним лет: с их проблемами, ссорами, влюблённостями, замужествами, изменами, рождениями и
взрослениями детей, с проблемами отцов и детей (точнее, матерей и детей), с их успехами и потерями.
И всё это происходит на фоне бурных общественно-политических событий. Это в СССР 60-80-е годы были периодом застоя, а в Европе жизнь бурлила. Тут и студенческие беспорядки, и движение феминизма, и увлечение идеями свободной любви, и терроризм, и борьба партий, которых в Италии было гораздо больше, чем в аналогичный период в нашей стране. Рассуждения героинь о политике, о классовой борьбе несколько примитивны, но это воспринимается абсолютно органично, потому что и Лену, и Лила были совершенно необразованными в области политики.
Конечно, в романе не два персонажа, а гораздо больше, и большой плюс книги в том, что в начале каждого тома даётся перечень всех основных персонажей с краткими характеристиками: кто есть кто, на ком женат, кто кого любит, кто к какой партии принадлежит. Иначе я бы просто запуталась.
Все персонажи получились яркими, своеобразными, и, как в жизни, не чёрно-белыми, а живыми, настоящими.
Я могла бы писать об этой тетралогии ещё много, потому что каждый том вызвал свои мысли и эмоции, в каждом своя главная тема, но не хочу портить удовольствия тем, кто решит прочитать сам.
У романа нет ни хеппи-энда, ни морали. Потому что это сама жизнь, в которой не бывает ни счастливого конца (конец у всех один), ни единственно правильных поступков.
По тетралогии снят сериал. Я посмотрела несколько серий первого сезона, мне понравилось: фильм получился близким к тексту.
Очень рекомендую.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/4A94AF87418F22B4.html