В середине 2000-х мне нужно было поехать в Шаолиньский монастырь, примерно на месяц. А сыну было около года, поэтому оставлять супругу одну было бы совсем не камильфо. Противоречие ехать - не ехать было разрешено ко всеобщему удовлетворению следующим образом.
Что такое "правильная" практика и обучение?
Я позвонил в Нижний Новгород своей ученице, которая проходила мой семинар год назад, и она согласилась. Причем с удовольствием.
Ей было тогда очень далеко за 60.
Помню, как она пришла на семинар в первый день, помню буквально, как картинку. Она не просто пришла, она шла, еле передвигая ноги.
А спустя еще два года мы встретились с ней в том самом Шао Шаолине, где она ("постаревшая" на три года) бегала по горам вокруг монастыря, как горная коза.
Правильная практика, правильное обучение, развитие характеризуются, в частности тем, что грубо говоря, "лечишь горло, а ноги выздоравливают". Обычно люди, которые сильно "употребляют". утверждают противоположное.
Но у нас другой случай.
Я ведь лечением как таковым не занимался и сейчас не занимаюсь. Но, тем не менее.
Правильная практика, правильное обучение, правильная психология имеют дело с человеком, а не с его частями. Даже если эта часть - мозг. Как сформулировал Удав из "38 попугаев", делить на части неправильно даже змею:
"Потому что я целый!"
Именно поэтому правильный подход - всегда целостный. Причем настолько целостный, что заранее трудно сказать, что именно улучшится, в какой очередности и насколько.
Но эти вопросы, если вы подумаете - бесполезные вопросы. Как будто мы настолько хорошо понимаем человека, чтобы их задавать!
"Я тебя люблю"
И вот она, следующая картинка с выставки моей жизни.
Приезжает она, заходит, а навстречу ей выходит сын, совсем мелкий, только-только говорить начал. И заявляет незнакомой бабушке с порога:
"Я тебя люблю. А как тебя зовут?"
Очень мило, очень по-детски. И очень глубоко, если вдуматься.
Как обычно поступают взрослые?
"Девушка, а как вас зовут? А вы тоже идете по этой улице? А можно ваш телефончик? А где находится "нофелет"? А может чаю? А может сразу?"
- Взрослые души, уже успевшие затвердеть, идут от общего. От знаков, от абстракций (писал тут, цитируя Умберто Эко).
- Дети же очень живые, восприимчивые (то есть, собственно, живые) идут от конкретного, от своих восприятий, ощущений. Которые потом уже переводят в мысли, суждения, концепции.
Не потому ли дети так легко учатся?
И не потому ли (если уж проникла блажь в голову) начинать работать с собой, "развиваться", лучше раньше, чем никогда? Потому что "позже" получается буквально у единиц.
Твердое не очень склонно к изменениям, согласитесь.
Я не знаю, насколько доказателен именно для вас оказался этот пример. И чего именно доказательным.
А для меня - чем больше я практикую, чем больше работаю с другими людьми, такие картинки - самые доказательные. Более доказательные, чем все теории, вместе взятые.
Кроме, возможно, даосских теорий :-) Но они и не теории вовсе, а указания к практике.
==========================
Приглашаю вас в свою группу ВК.
На комментарии отвечаю.
==========================