Лаврентий Павлович Берия был довольно занятым человеком и постоянно заботился о своей безопасности. Свои личные финансовые дела Лаврентий Павлович поручил вести начальнику секретариата. Людвигов постоянно пополнял личный сберегательный счет Лаврентия Павловича, а после смерти Берии, его сберкнижку нашли именно у Людвигова. В этой статье мы хотим рассказать о том, сколько денег Лаврентия Павловича Берии хранил у себя, его личный адъютант.
Берия жил бедно, но переезжать не хотел
Петр Балаев в своей книге «Л.П. Берия и ЦК», приводит воспоминания сына Лаврентия Павловича Серго, который утверждал, что даже будучи первым секретарем Грузинской ССР, жил весьма скромно и ютился со своей семьей в коммунальной квартире. Кроме того, по словам Серго Лаврентий Павлович не хотел переезжать в Москву, где в 1938 году ему предложили пост заместителя наркома внутренних дел. Берия не желал переходить на чекистскую работу, а просил, чтобы его перевели на хозяйственную деятельность. Стоит отметить, что Иосиф Виссарионович Сталин однажды похвалил Лаврентия Павловича за проживание в скромных бытовых условиях.
Не смотря на отсутствие желание перебираться в Москву, Лаврентий Павлович все-таки занял предлагаемый пост. Изначально, Лаврентию Павловичу выделили квартиру в правительственном доме. Но, как вспоминал в своих мемуарах Серго Берия, вскоре после заселения к ним наведался Иосиф Виссарионович Сталин, который предложил им поселиться в Кремле. Жена Лаврентия Павловича отказалась от подобного предложения, и Сталин распорядился подобрать для Берии новый особняк. Интересно, что некоторые исследователи ставят под сомнение тот факт, что «Отец народов» мог посещать квартиру Берии, ведь был довольно сильно занят, но Лаврентий Павлович действительно вскоре переехал в большой особняк.
Берия жил осторожно, но аскетом не был
Благодаря подобным воспоминаниям, многие полагают, что Лаврентий Павлович был «не виновен» в наличие у него роскошного особняка и дачи (с дачей была похожая история на ту, как был получен особняк – прим.). Но, многие объясняют излишнюю скоромность наркома, его предельной осторожностью. Так, автор книги «Советское поколение и Геннадий Зюганов» Виктор Суханов, заверяет, что произвести арест Лаврентия Павловича в его собственном доме было попросту не возможно. Под домом наркома располагались тоннели, с помощью которых, можно было абсолютно беспрепятственно покинуть дом, а стены особняка были отделаны специальными панелями, которые являлись на самом деле замаскированными дверями, с помощью которых можно было без каких-либо препятствий пройти из одной комнаты в другую.
Но, даже не смотря на всю свою подозрительность, назвать Лаврентия Павловича аскетом довольно трудно. В книге Бориса Соколова «Двуликий Берия», приводятся слова одной из посетительниц дома Берии, которая рассказывала о наличие в нем, дорогой посуды и изысканных блюд. Но, стоит заметить, что нарком внутренних дел мог себе позволить, ведь зарплата Берии составляла 3,500 тысячи рублей (средняя зарплата в стране 339 рублей, а прожиточный минимум на 1 день – 5 рублей).
Для сохранности своего имущества, Берия использовал своих помощников
Однако, не стоит забывать, что Лаврентий Павлович был очень осторожным человеком. Автор книги «Убийцы Берии и Сталина» Юрий Мухин, сообщает, что для сохранности своего имущества, Лаврентий Павлович использовал своих помощников. Интересно, что доказать подобный факт, можно с помощью одного из ближайших помощников Маленкова, Д.Н. В 1955 году выяснилось, что Суханов, проводя обыск у помощников Берии попросту их обокрал. Суханов сумел завладеть 8 парами часов, золотым значком и облигациями, которые принадлежали Лаврентию Павловичу.
Но, хранителем денег, которые на протяжении долгого времени копил, был начальник секритариата МВД СССР полковник Борис Людвигов. Именно у него находилась личная сберегательная книжка Лаврентия Павловича. При аресте, книжку изъяли, а по утверждениям автора книги «Игры в правосудие» Кириллу Столярову, на личной сберегательной книжке Лаврентия Берии находилось 368 тысяч рублей. Но, стоит отметить, что на допросе Борис Людвигов сознался в том, что периодически клал деньги Берии на свою личную сберегательную книжку. В книге «Дело Лаврентия Берии» указано, что в один из дней, Людвигов лично положил 40 тысяч рублей Лаврентия Павловича, на свою личную сберегательную книжку.
В целом, доходы Лаврентия Павловича были вполне сопоставимы его должностям. Но, из-за своей аккуратности и понимания того, что его могут арестовать в любую минуты, Берия действительно мог держать деньги у других людей…