Помнится, когда автор «Властелина колец» английский писатель Толкин составлял послание Геббельсу, он упомянул, что не является арийцем, поскольку среди его предков не было цыган. И действительно, где бы они ни жили, представители этого народа являются несомненными выходцами с индийского субконтинента, поскольку говорят на языках индоарийской группы и несут в себе индийский расовый тип.
На востоке есть легенда, что тысячу лет назад один индийский раджа подарил своему мусульманскому соседу тысячу бродячих певцов и музыкантов. Якобы, все современные цыгане Европы и Азии являются потомками этих людей. На деле, ученые считают, что предки нынешних цыган в разное время покидали свою родину, и этот процесс действительно стартовал в 11-м веке, но длился несколько сотен лет.
Так или иначе, нашлись те, кто остался – современная индийская каста дом. От ее изначального имени получили названия и восточные цыгане-дом, и их европейские собратья рома. Но чем же их предки занимаются на родине?
На самом деле, в Северной, а отчасти, и в Южной Индии, существует целая группа низкоранговых каст, которые называются дом, домра, домба, домака или домари. Все они не связаны между собой, не заключают друг с другом браки и, зачастую, говорят на разных языках. Поскольку для них характерна строгая эндогамия, ученые полагают, что общим у них является только название, которое пошло от местного вида барабана, на санскрите – дамару.
Таким образом, домами (ударение на «о») изначально величали странствующих музыкантов, а позднее – многие другие индийские кочевые группы. Считается, что от них произошло несколько независимых кочующих каст с иной профессиональной специализацией.
Итак, задолго до окончательного формирования кастовой системы, в Индии существовали сообщества бродячих артистов. Первейшим их занятием являлась игра на барабанах, которые обязательно присутствуют на индийских свадьбах. Затем они освоили более сложную музыку, а в конечном счете стали умелыми акробатами. То есть, по сути, это такие индийские циркачи. Кроме того, в прежние времена считалось, что если мужчины того или иного правящего рода пали на войне, а женщины были оставлены на произвол судьбы или взяты в плен победителем, их потомки пополняли касту домов.
До появления кино и телевидения домы жили вполне неплохо. Они перемещались по долинам Инда и Ганга, заходя по очереди в каждую из попутных деревень. После этого приходили к местному старосте старосте и говорили, что будут тут выступать. Сельский голова собирал зрителей, после чего домы играли на музыкальных инструментах, жонглировали кинжалами и ходили по канатам. Их появление считалось хорошим знаком. И если где-то случился неурожай или давно не было дождя, их даже туда специально приглашали.
Тем не менее, все домы считались неприкасаемыми. Поэтому некоторые из них занимались кремацией покойников в священном городе Варанаси в Уттар-Прадеш. Другие занимались разведением свиней, а также утилизацией туш павших коров, являясь одними из немногочисленных индийских мясоедов. Неудивительно, что они не пользовались почетом ни среди индуистов, ни среди мусульман. А женщины домов по причине своего низкого социального положения нередко занимались торговлей телом.
Большую часть года они проводили вдали от родных мест, давая представления в тех или иных селениях. Однако, возвращались в родную деревню на пару недель, чтобы отметить важные праздники и почтить своих семейных божеств. В это время родители встречались с детьми, братья с сестрами, внуки – со своими дедушками и бабушками. Если они это не делали, даже по уважительным причинам, следовало отдать часть своих доходов в качестве подношения богам.
В период британской власти домов признали одной из многих «преступных каст», которые считались ««приверженными к систематическому совершению преступлений и не подлежащими освобождению под залог». Им приходилось регулярно отмечаться в полиции, а их свобода передвижения была ограничена.
После получения Индией независимости этот закон был отменен. Но вместо него был введен практически аналогичный Закон о закоренелых преступниках. Лишь спустя десятилетия домов уравняли с остальными индийцами в правах и ввели для них определенные льготы. Тем не менее, это одна из самых обездоленных этнических групп своей страны, равно как их дальние потомки цыгане.