По понятным причинам планы на 2023 год строить мы пока не рискуем, но одно можем сказать точно — нам будет чем заняться. Хотя бы потому, что в предстоящем году московские музеи и галереи обещают много интересных выставок. Рассказываем об экспозициях, которые стоит увидеть на новогодних каникулах, если вы проведете их в Москве.
«ПОД ЗНАКОМ РУБЕНСА»
До 14 мая
Музей «Новый Иерусалим»
Фото: РИА Новости
Картина Питера Пауля Рубенса «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира» могла стать частью серии украшений восточного крыла Люксембургского дворца в Париже, но по счастливой случайности оказалась в музее «Новый Иерусалим». Еще одна работа представителя барокко — «Коронование Роксаны Александром Македонским» — также вошла в выставку «Под знаком Рубенса». Всего в экспозицию вошло 67 произведений XVII века — эпохи расцвета фламандского искусства. В экспозицию также вошли работы художников фламандской школы — Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего.
«ДЕНЬ УТОПИСТА»
До 31 января
Галерея «Наковальня»
Буйство красок, цветов и сумасшедших форм. Выставка «День Утописта» в галерее «Наковальня» — шанс заглянуть в психоделический мир, создателями которого стали художники коллектива «Наша Утопия» и их друзья: Андрей Бартенев, Юра Забсе, Дима Маконда, Вова Перкин, Дима Рае, Арчиликий, Лиза Плакса и Сережа Фили. Их работы показывают, как циклично время и ежедневные ритуалы — от сна до чаепития. Куратор выставки Вова Перкин обещает много милых историй. Например, про чайник, который водит хоровод с кружками, и поющих в хоре коз. На выставке вы точно сможете посмеяться и посмотреть на серьезные вещи через призму иронии.
«ОТЛИЧНИКИ»
До 21 мая
Музей русского импрессионизма
В Музее русского импрессионизма заработает выставка, посвященная путешествиям известных импрессионистов. Возвращаясь с неизведанных земель они привозили с собой не только впечатления, но и живописные полотна. Красоту северного побережья Франции в свое время запечатлели Камиль Коро, Гюстав Курбе, Василий Поленов и Илья Репин. Изучить маршруты творцов и насладиться видами природы можно в Музее русского импрессионизма до мая следующего года.
«1922. КОНСТРУКТИВИЗМ. НАЧАЛО»
До 12 февраля
Центр изучения конструктивизма «Зотов»
Фото: Afisha
Январские праздники — хорошая возможность наконец дойти до выставок, на которые в будни дойти нет времени. Экспозиция «1922. Конструктивизм. Начало» расскажет о возникновении конструктивизма. Работы известных авангардистов разместили на двух этажах. Первая часть посвящена творчеству художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, музыкантов и танцоров, эксперименты которых предшествовали рождению конструктивизма. А во второй части рассматриваются важные открытия «первоэлементов» художественного языка, ставших инструментами для создания нового искусства.
«ВЫБОР ДОБЫЧИНОЙ»
До 24 сентября
Музей русского импрессионизма
В Музее русского импрессионизма пройдет выставка об одной из первых галеристок Надежде Добычиной. Благодаря ей в начале XX века мировые шедевры стали доступнее для столичной публики. В созданном Натальей Художественном бюро впервые представили «Черный квадрат» Малевича, а также работы Марка Шагала, Василия Кандинского и других художников-новаторов. В экспозицию «Выбор Добычиной» вошли произведения искусства из личного собрания галеристки и архивов художественного бюро.
«АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. АРХИТЕКТОР, ХУДОЖНИК, ДИРЕКТОР. К 150-ЛЕТИЮ»
До 14 мая
Новая Третьяковка
Фото: Afisha
Выставка в Новой Третьяковке посвящена 150-летию со дня рождения архитектора Алексея Щусева. В экспозиции — архитектурные проекты, эскизы интерьеров, фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. Многие произведения и документы покажут впервые.
«МИР КАК БЕСПРЕДМЕТНОСТЬ»
До 19 февраля
Еврейский музей и центр толерантности
До 19 февраля в Еврейском музее и центре толерантности можно посмотреть работы Марка Шагала, Казимира Малевича, Льва Юдина, Константина Рождественского, Анна Лепорской и других. В центре внимания — история одного из этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС до периода постсупрематизма 1930-х. Трактат «Мир как беспредметность», в честь которого названа выставка, написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, стал знаковым в творчестве художника.