Зачем и как поддерживать вокруг себя баланс, если вокруг происходит черт знает что?
Крýжки ручками в одну сторону и безупречные стопки салфеток — это не признак ОКР, а способ держать под контролем происходящее в радиусе метра вокруг вас. Грязная посуда, пыль и избыточные груды непонятных вещей служат источником непрерывного сигнала в мозг: работа не сделана, миссия невыполнима!
А ведь слона можно есть по кусочкам. Можете уследить за своими носками — одним поводом для беспокойства меньше. И если вещи вокруг вас лежат на своих местах, в чайнике заварен свежий чай, а вместо стопки неразобранных счетов любимая книжка на туалетном столике, значит, дом вас питает энергией, дарует покой и отдых.
Чистое, свободное и упорядоченное пространство вокруг не отвлекает, помогает снизить тревогу и мыслить яснее. В конце концов, трудно сохранить спокойствие, если ночью на пути к уборной вы спотыкаетесь о коробки с запасами туалетной бумаги.
Разбираемся по пунктам, как порядок связан с ментальным здоровьем.
Порядок помогает сосредоточиться
В то время как беспорядок отвлекает.
Каждое субботнее утро вы просыпаетесь и думаете: «Вот сегодня я точно уберу квартиру». Но потом все идет не по плану: семейные прогулки, настолки, шопинг-забег или премьера «Сердце Пармы» в кино — и времени на уборку не осталось. А в мозгу белкой в колесе мысль проносится: «Уборка, уборка, когда уборка»? Навязчивая мысль съедает энергию, вызывает тревогу, мешает получить полноценное удовольствие от отдыха и сосредоточиться на рабочих задачах.
Что сделать: планируйте тщательно следующий день, а лучше два. И не только в делах: одежда на день и вечер, завтрак и ужин, сумку со спортивной формой, число прочитанных страниц в книге. Маленькие победы по каждому пункту вселяют уверенность в себе и позволяют перед сном сказать: «День нормальненько прошел, это я его провел».
Порядок дарит вам эмоциональный покой
В то время как беспорядок вызывает напряжение и стыд.
Домашняя неразбериха портит семейные отношения: грязные кружки, несвежее постельное и пятое дорогое платье подряд могут и до развода довести. Кроме того, в грязную квартиру не хочется звать гостей и невыносимо принимать гостей непрошенных. Друзья уже в дверь звонят, а вы разве что успели белье ношеное спрятать под диван. И смотрите теперь, как близкие перебирают пыльные безделушки на полках, кресло освобождают от ваших недельных пиджаков или стаканы под лимонад намывают. Стыдно, неловко и напряженно. Эмоциональный ущерб невероятный!
Что сделать: договариваться с друзьями о визитах, с партнером о домашних обязанностях и честно признаваться, если не справляетесь. А может, и вовсе устроить грандиозную уборку с застольем в финале и позвать всех близких.
Порядок дает вам свободное время
В то время как беспорядок его съедает.
Пока вы ищете ключи от машины, зонт, кошелек или пропуск на работу, кто-то другой запускает проекты, предлагает интересные идеи на планерке и покупает билеты на вечерний джазовый концерт. В ваших силах сделать так, чтобы утренние сборы были максимально эффективны: лучше лишние пять минут посвятить зарядке, книге или чашке кофе, а не поиску подходящих по цвету колготок.
Что сделать: определить каждой вещи свое место и избавиться от всего лишнего (по методу Мари Кондо или любому другому). Запаситесь органайзерами, полочками, подставками. И радуйтесь даже маленьким шагам. Разобрали пару полок в шкафу — похвалите себя! А когда увидите, сколько лишнего вы покупаете, начинайте потихоньку включать внутренние фильтры.
Порядок экономит деньги
А беспорядок заставляет тратить больше.
Покупаете в магазине новую пачку нута, а потом находите невскрытую на дальней полке кухонного шкафа за мясорубкой? Выбираете новые перчатки или зонт, потому что не можете найти старые? Я так однажды выбросила нераспечатанную банку дорого крема для лица, потому что переставила его на самую верхнюю полку и забыла!
Что сделать: провести ревизию запасов, научиться пользоваться стикерами, списками покупок и тематическими органайзерами для мелочей, хранить на полках крупные предметы в один ряд, чтобы все было видно.
Порядок дает силы на новые дела
А беспорядок снижает эффективность.
Бардак вокруг сильно портит настроение, даже если вы напрямую этого не осознаете. Вам все меньше хочется проводить время дома и все больше за его стенами. Да и все рабочие процессы усложняются, особенно если у вас удаленка и хоум-офис. Как тут сосредоточиться и провести эффективное собрание, когда на заднем фоне сушилка с горой белья, а на подходах к ноутбуку вы наступаете на Лего.
Что сделать: расчистить рабочий стол, подготовить чистую страницу для записей на день. Разобрать рабочие бумаги с помощью стикеров или цветных закладок. Создать красивый to do лист и любимым цветом отмечать сделанное.
Вы не можете контролировать мир вокруг себя. Зато контролировать себя в этом мире — вполне под силу. Неплохой шанс на победу.
Вас заинтересует:
Как быстро сделать уборку в доме: 13 популярных методик и 1 конкретный план