Найти тему
Евгений Трунов

Мой ребенок любит ужастики, а потом не спит. Почему?

Начнем с того, что дети очень любят те события, которые дают яркие и однозначно окрашенные эмоции. Почему? Дело в том, что сам ребенок именно на такую эмоциональную жизнь и способен. Ему трудно понять, в чем "прикол" легких и сложных по составу эмоциональных реакций. Это кажется скучным.

Поэтому в детской субкультуре всегда бытовали различные "страшилки". Страх - чистая и яркая эмоция, очень будоражащая. Боятся вместе гораздо интереснее, так как происходит заражение через подражание. Поэтому дети и в прошлом, и в настоящем, и в будущем будут: вызывать гномов-матерщинников или Пиковую Даму; читать и рассказывать страшные истории в детских лагерях и походах; играть в компьютерные игры с карикатурно ужасными опасностями; увлекаться фэндомом в жанре мистики, фантастики, хорроров и триллеров.

Давай бояться вместе!
Давай бояться вместе!

Дети с возбудимой нервной системой острее реагируют на пугающее. Они сильнее идут на поводу аффекта, и с трудом могут от него абстрагироваться. Взрослый это воспринимает как то, что ученик не может "угомониться". Дети вообще склонны к экзальтации, и не склонны просчитывать будущее наперёд.
В итоге получается странная ситуация: вроде ученик знает и понимает, что потом будет плохо спать, приснятся кошмары, но всё равно хочет глянуть ужасненькое. Ценность сиюминутного переживания воспринимается выше, чем отдаленные преимущества уравновешенного состояния.

Конечно же, мне попадались клиенты с тягой к страшному контенту. Это надо отличать от реальных страхов. Им и хочется, и колется. Контент находится в группе "интересного", поэтому вы не сможете хитрым способом снизить ценность контента. Можно ограничить потребление. Лучше всего не просто ограничить, а ещё и дополнительно разъяснить - почему. Чтобы ученик наглядно увидел логику взрослого: потребление - эмоциональный взвод - отдаленные негативные последствия.

Действительно пугающие вещи не притягивают. Они не вызывают возбуждение, а провоцируют инстинктивные модели поведения "бей-беги-замри". Для детей более характерны две последние. Любопытство, в основе которого лежит ориентировочный инстинкт, гасится защитными реакциями организма.