Найти тему
Порцелиновый фан

Фарфор в музее Тропинина в Москве.

Считаю, что 2023-й год начался для канала "Порцелиновый фан" замечательно: первым делом был устроен конкурс, и я не ожидал, что он так быстро - в тот же день - завершится! Требовалось дать ответ на вопрос: где в Москве можно полюбоваться статуэтками фирмы "Братьев Корниловых"? Правильным (то бишь искомым!) ответом я - по собственному хотению - определил музей Тропинина. При том что в самых известных музеях Москвы, где основными экспонатами являются изделия из фарфора, корниловские статуэтки, безусловно, также представлены. Почему всё было сделано именно так? Почему внимание читателей и участников конкурса было перенаправлено на этот небольшой муниципальный музей, затерявшийся в переулках Замоскворечья? Потому что у меня с этим музеем связана личная история, которой я хочу с вами поделиться (а конкурс, как понимаете, был просто предлогом для того, чтобы эту историю рассказать).

Музей В.А. Тропинина по адресу: Щетининский переулок, д.10 стр. 1. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Музей В.А. Тропинина по адресу: Щетининский переулок, д.10 стр. 1. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Как пишут источники, музей был открыт в 1971-м году, ядром его послужила коллекция (прежде всего - картин) известного Советского собирателя и искусствоведа Феликса Евгеньевича Вишневского (1903-1978), личности уникальной, удивительной судьбы. Происходил он из семьи коллекционеров, фабрикантов (если не ошибаюсь, там были сахарные заводы) с русско-польскими корнями. Его отец, Евгений Феликсович Вишневский, был последним председателем Московского художественного общества (распущено в 1918-м году) - организации меценатов, задачей которого было проведение выставок, а также оказание посильной материальной поддержки Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества - одному из ведущих художественных учебных заведений в Российской империи. Судьба Ф.Е. Вишневского напоминает горки. Во-первых, в первые годы Советской власти имущество семьи не было полностью национализировано, что само по себе удивительно для тех лет (была выдана Охранная грамота)! Возможно потому, что Ф.Е. Вишневский принимал активное участие в создании Первого пролетарского музея в Москве, а с 1919-го года был членом Коллегии по делам музеев и ОПИиС при Наркомпросе РСФСР. В 1928 году входил в состав недоброй памяти экспертной комиссии по оценке предметов Музея нового Западного искусства, отбираемых Главнаукой на экспорт. В том же году попал под кампанию высылки из больших городов т.н. членов семей "бывших" сословий, угнетающих пролетариат и крестьянство. Что удивительно - и тогда его коллекцию не национализировали (!), и он вместе с ней отправился в Кострому. В 1946-м году, по-видимому, какой-то чин из МГБ положил глаз на коллекцию; Ф.Е. Вишневского по ложному обвинению арестовали, а коллекцию реквизировали. Однако после многочисленных обращений и апелляций дело Ф.Е. Вишневского было пересмотрено(!!!) - он был полностью оправдан и выпущен на свободу в 1948-м году. Однако для того, чтобы вернуть коллекцию понадобилось ещё какое-то время и прохождение определённых юридических процедур. Да, представьте, коллекция в результате была возвращена владельцу! Это к либеральным рассказам о том, что "при Сталине в стране творилось полное беззаконие".

Со второй половины 1950-х годов Ф.Е. Вишневский поселился на даче в Лосином острове и начинает сотрудничать с музеями Москвы и Ленинграда, предметы из его коллекции в качестве экспонатов участвуют в многочисленных выставках. С 1958-го по 1969-й год Ф.Е. Вишневский работает старшим научным сотрудником в ГМ А.С. Пушкина.

При этом его сильным желанием было создать в Москве музей на основе своей личной коллекции. Именно музей, а не просто раздарить коллекцию разным музеям, где многие предметы так бы и остались пылиться в запасниках (хотя и это делалось - например, около 200 предметов музейного достоинства были БЕЗВОЗМЕЗДНО переданы им Иркутскому художественному музею). Перипетии музейного дела уж он-то знал не понаслышке!

Для того, чтобы преодолеть всяческие бюрократические препоны ему нужны были единомышленники из числа чиновников при Министерстве культуры. И такого единомышленника - в лице директора Государственного музея-усадьбы Останкино Капитолины Ивановны Селиной (1920-1977) он нашёл. С юности она работала в Государственном историческом музее, затем перешла в Министерство культуры, а с 1966-го года заведовала музеем Останкино. Она загорелась его идеей, и буквально за три года совместными усилиями удалось "пробить", найти место, сделать ремонт и открыть новый музей - музей Тропинина - в качестве филиала музея-усадьбы Останкино. Замечательно и то, что Ф.Е. Вишневский до конца жизни оставался бессменным его хранителем. По случайному совпадению Капитолина Ивановна Селина является моей троюродной тёткой, которую я (так же, как и другую мою троюродную тётку - Людмилу Филипповну Геоли, о ней читайте здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/farfor-vstrechi-maskarony-liudmila-geoli-62cc359e0f32467322fd249f) никогда в жизни не видел, а саму историю возникновения музея Тропинина я услышал из уст дочери Капитолины Ивановны, когда мы несколько лет назад с ней познакомились, восстановив родственные (или, если хотите, завязав дружеские) отношения.

После открытия филиала в Щетининском переулке Ф.Е. Вишневский, сотрудники музеев Останкино и Тропинина устроили внизу, там, где сейчас находится касса и гардеробная, небольшой сабантуйчик в несколько столов. С обычными разносолами тех лет в виде сыра, шпрот, салата "Столичный" под майонезом (оливье), картошечки... Немало тостов было сказано под рюмашку... Если мне будет позволено, фотографии с открытия музея я здесь вскорости размещу.

Инсталляция, посвящённая быту средних слоёв населения Москвы середины XIX-го века. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Инсталляция, посвящённая быту средних слоёв населения Москвы середины XIX-го века. Фото взято из свободного доступа в интернете.

В настоящее время музей не является филиалом музея Останкино - он уже вполне самостоятельный музей, правда, не Государственного, а Московского уровня. Я там успел побывать не единожды, и могу сказать, что музей очень милый, камерный, московский, даже можно сказать, замоскворецкий, отображающий жизнь русского дворянства и купечества первой половины XIX-го века. Там представлено много мебели и предметов быта тех лет. Безусловными "бриллиантами" коллекции музея являются картина "Кружевница" и "Автопортрет" кисти Тропинина. Интересно, что гиды Третьяковки не горят желанием поделиться с публикой информацией, что те же картины, выставленные у них в галерее, являются по сути авторскими копиями картин, оригиналы которых принадлежали Ф.Е. Вишневскому, а ныне хранятся в музее Тропинина.

Кроме основной экспозиции в музее проводятся тематические выставки, куда во временное пользование передаются предметы из иных музеев и от частных лиц. Как правило, такие выставки размещаются в одном-двух залах. В общем, музейная работа кипит.

Если не ошибаюсь, портрет юного Александра I как раз из тематической выставки. Был доставлен на время из ГИМ. Оттуда же доставлен и портрет Екатерины II в профиль (см. фото ниже). Выставка проходила либо в 2018-и, либо в 2019-м году. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Если не ошибаюсь, портрет юного Александра I как раз из тематической выставки. Был доставлен на время из ГИМ. Оттуда же доставлен и портрет Екатерины II в профиль (см. фото ниже). Выставка проходила либо в 2018-и, либо в 2019-м году. Фото взято из свободного доступа в интернете.
На переднем плане - бюст Екатерины Великой в шлеме - в образе Минервы. Образ Минервы сочетал в себе качества воительницы, не уступающей в доблести Марсу, и мудрой покровительницы наук и художеств (искусств). Постоянный экспонат музея. Фото взято из свободного доступа в интернете.
На переднем плане - бюст Екатерины Великой в шлеме - в образе Минервы. Образ Минервы сочетал в себе качества воительницы, не уступающей в доблести Марсу, и мудрой покровительницы наук и художеств (искусств). Постоянный экспонат музея. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Музей Тропинина, пожалуй, явился первым в стране музеем, созданным на основе личной коллекции, переданной в дар (в данном случае - городу) живым собирателем-коллекционером. Известный ныне Музей личных коллекций (в качестве отдела ГМИИ им. А.С. Пушкина) был создан гораздо позже - только в 1985-м году. Самым удивительным в истории создания музея В.А. Тропинина и московских художников его времени является то обстоятельство, что, в отличие от большинства меценатов-одиночек, что передали свои собрания в Музей личных коллекций, Феликс Евгеньевич имел наследников - сына и внуков, но решил, что у них должна быть своя собственная судьба, не привязанная к коллекции. На этом месте люди со светлыми лицами поколений последних лет тридцати, воспитанные в системе "человек человеку - волк", скорее всего, завоют в изумлении и непонимании. Что я могу сказать таким персонам: будьте человечнее, не грешите, не рассказывайте везде и всюду, какие пахучие мины наложил в ваши штанцы В.И. Ленин, и потому вы теперь импотенты во всех смыслах, и будет вам счастье! Между прочим, слышал, что внуки Ф.Е. Вишневского до сих пор проживают в Москве, а не сдрыстнули из страны в "святые девяностые", "святые нулевые" или в "святые десятые"...

Справа - ещё один шкафчик с фарфором. Видны и статуэтки. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Справа - ещё один шкафчик с фарфором. Видны и статуэтки. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Что ещё хочу добавить... В музее царит по-хорошему домашняя атмосфера. Хранители залов - не просто люди, следящие за порядком - они вам расскажут о любом экспонате не хуже гида (хотя им новая администрация и запрещает это делать)! Когда я там был в первый раз, я буквально на корточки присел перед шкафчиком со статуэтками, стоящими на стеклянных полочках, чтобы снизу увидеть клеймо. Сотрудники музея стойко перенесли этот мой перформанс, не высказав ни одного замечания.

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Благодарю всех, кто дочитал. Кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, смотрите, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилась статья - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь, пишите комментарии.