Еще недавно, отвечая на вопрос: в какой модальности я работала, я говорила – полимодальный подход.
Да, я многое умею и многое могу. Но погружаясь все глубже и глубже в диалектико-поведенческую терапию, я все больше и больше склоняюсь к тому, чтобы говорить, что я ДПТ-терапевт.
Конечно, классическая когнитивно-поведенческая терапия никуда от меня не уходит хотя бы потому, что ДПТ является частью КПТ. Но все же есть нюансы, которые заставляют меня все больше использовать ДПТ в работе.
Сегодня основная часть моей работы – это работа с подростками и взрослыми с суицидальными и самоповреждающим поведение. И сопровождающие (или нет) ПРД, БАР, депрессии, тревожные расстройства, ОКР.
Какое бы не было расстройство, мы все равно пойдем по плану:
✅уменьшение поведения, опасного для жизни и здоровья;
✅уменьшение поведения, мешающего терапии;
✅уменьшение поведения, влияющего на качество жизни.
И для этого у нас есть очень четкие инструменты. Вот за что я люблю ДПТ – четкий инструментарий. Есть проблема – есть решение.
Чтобы достичь этих целей у нас есть несколько классов инструментов. Такие инструменты мы называем навыки:
❇️навыки осознанности;
❇️навыки стрессоустойчивости;
❇️навыки межличностной эффективности;
❇️навыки эмоциональной регуляции.
Для подростков есть один дополнительный блок навыков:
❇️следование срединным путем.
В основе ДПТ стоит эмоциональная регуляция. Почему?
Потому что считается, что мысли (интерпретации) провоцируют эмоции, а эмоции обуславливают поведение.
И если мысли мы контролировать не можем в принципе, поведение – не получается, нам остается только одно – эмоциональная регуляция.
А если я научусь регулировать (не управлять!) эмоции, то и реляция поведения не заставит себя долго ждать. Кстати, часто мы идем именно поведенческим путем. Так часто бывает быстрее и эффективнее. Потому это и называется «поведенческая» терапия.
В основе лежит оперантное и респондентное поведение.
Расскажу об этом в следующий раз.
Автор: Горячева Юлия Павловна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru