Здравствуйте, дорогие читатели! Чтобы учитель не оказался похожим на официанта с его услужливыми жестами и позой «Чего изволите?», полгода назад термин «образовательная услуга» удалили из закона об образовании.
Таким образом решили повысить социальный статуса педагога. Негоже относить школу к сфере услуг, как, например, ресторан, - согласились с учителями чиновники. Это как-то унизительно. Исключить этот позорный термин «образовательная услуга» легче всего – никаких затрат. И учителям так больше нравится, и чиновникам приятно сделать приятное педагогам: «Получите!»
Поменялось ли что-то в школе за эти полгода? Можно сказать, что ничего не поменялось, если внимательно посмотреть на школу и учителей.
В сфере сервиса или услуг всегда имеется заказчик или клиент со своими запросами, и устойчивая формула, что «клиент всегда прав».
На роль заказчика услуг (клиента) в процессе учебы в школе подходят ученики и их родители. У них, клиентов, абсолютно определённые запросы к школе и учителям — это требование хороших и отличных баллов на конкретных ЕГЭ.
Это не их личная прихоть: такой запрос навязали школе сверху, когда ЕГЭ сделали вступительными в вузы. И учителям приходится к ним готовить учеников, а про программу забыть, потому что совместить прохождение программы и натаскивание к ЕГЭ почти невозможно.
Если вспомнить советскую школу, то никаких требований от учеников и их родителей к школе не было. Чему и как учить определяли учебные программы по каждому предмету, и именно школа предъявляла требования к обучающимся, а не ученики и их родители.
Принято было учить всех, всем предметам и довольно серьёзно, чтобы потом сдать семь выпускных экзаменов. Учителям помогала и определённая система мотивации, а порой и принуждение.
Были и другие рычаги – ученика могли оставить на второй год, вызвать на педсовет, исключить из школы. Результаты традиционной советской школы были довольно весомы не только в масштабах страны, но и всего мира.
В разных сферах и областях появлялись достижения, заявляли о себе талантливые учёные. В стране развивалась промышленность, не наблюдалось дефицита в квалифицированных кадрах.
Высшее образование не было массовым. В вузах учились те, кто сумел поступить в первый, второй или в последующие годы. Тем, кому не хватало образования в процессе работы, учились заочно.
В настоящее время, независимо от способностей школьника, почти всем нужно высшее образование, но школа не может каждого ученика подготовить к ЕГЭ (поступлению в вуз), и поэтому многим родителям приходится обращаться к репетиторам.
Репетиторство — это, бесспорно, сфера услуг. Конкурировать с репетиторами учителям сложно, хотя министерству очень хотелось бы, чтобы школа вытеснила репетиторов и одержала верх в конкурентной борьбе. Кравцов не раз ставил такую задачу перед школой. Но в современных реалиях без репетиторства никак не обойтись.
Вернёмся к вопросу – перестала школа за последние полгода оказывать услуги? Как бы ни так!
Со второго полугодия 2023 года в 11-х классах в московских школах начнется некий эксперимент: программу отложат в сторону, предметы, которые не сдавать, побоку, и абсолютно официально учителя будут готовить выпускников к ЕГЭ (кто чего выбрал – развели по группам и вперёд!!!)
Хотя этот эксперимент полностью нарушает ФГОС, но пожелание выпускников и их родителей – дело святое, потому что клиент (школьники и их законные представители) всегда прав. В сфере услуг это железное правило.
Вот вам и современная школа, переставшая якобы оказывать образовательные услуги с июля 2022 года, и законом призванная исключительно реализовывать образовательные программы, то есть полноценно изучать все предметы.
Заставить выпускников учить все предметы – это за гранью фантастики. Понятно, что двойки и недопуск к ЕГЭ ещё не успели отменить. Реальная угроза двойки — и выпускнику придётся вернуться к изучению физики, химии, иностранного языка, биологии, истории, литературы, информатики.
Но только зачем это учителю, родителю, ученику, школе? Уделит «клиент» больше времени ненужным предметам и хуже сдаст нужные ему экзамены. И школа «пострадает», и рейтинг школы. Ведь оценивают школу по результатам ЕГЭ.
Вот и думайте – изменился статус учителя или нет? Реализует он по закону образовательные программы или, как и раньше, оказывает образовательные услуги клиенту, который всегда прав.
Такова сегодняшняя ситуация в школе. Всем спасибо! И до новых встреч на канале!