Найти в Дзене
Провинциальные хроники

Почему учителю по-прежнему приходится оказывать образовательные услуги клиенту, который «всегда прав»

Здравствуйте, дорогие читатели! Чтобы учитель не оказался похожим на официанта с его услужливыми жестами и позой «Чего изволите?», полгода назад термин «образовательная услуга» удалили из закона об образовании.

Министр просвещения РФ: работа учителя — не образовательная услуга, а воспитание. Источник: Психологическая газета
Министр просвещения РФ: работа учителя — не образовательная услуга, а воспитание. Источник: Психологическая газета

Таким образом решили повысить социальный статуса педагога. Негоже относить школу к сфере услуг, как, например, ресторан, - согласились с учителями чиновники. Это как-то унизительно. Исключить этот позорный термин «образовательная услуга» легче всего – никаких затрат. И учителям так больше нравится, и чиновникам приятно сделать приятное педагогам: «Получите!»

Источник: РИА НОВОСТИ
Источник: РИА НОВОСТИ

Поменялось ли что-то в школе за эти полгода? Можно сказать, что ничего не поменялось, если внимательно посмотреть на школу и учителей.
В сфере сервиса или услуг всегда имеется заказчик или клиент со своими запросами, и устойчивая формула, что «клиент всегда прав».

На роль заказчика услуг (клиента) в процессе учебы в школе подходят ученики и их родители. У них, клиентов, абсолютно определённые запросы к школе и учителям — это требование хороших и отличных баллов на конкретных ЕГЭ.

Это не их личная прихоть: такой запрос навязали школе сверху, когда ЕГЭ сделали вступительными в вузы. И учителям приходится к ним готовить учеников, а про программу забыть, потому что совместить прохождение программы и натаскивание к ЕГЭ почти невозможно.

Если вспомнить советскую школу, то никаких требований от учеников и их родителей к школе не было. Чему и как учить определяли учебные программы по каждому предмету, и именно школа предъявляла требования к обучающимся, а не ученики и их родители.

Принято было учить всех, всем предметам и довольно серьёзно, чтобы потом сдать семь выпускных экзаменов. Учителям помогала и определённая система мотивации, а порой и принуждение.

Были и другие рычаги – ученика могли оставить на второй год, вызвать на педсовет, исключить из школы. Результаты традиционной советской школы были довольно весомы не только в масштабах страны, но и всего мира.

Источник: Lenra.ru
Источник: Lenra.ru

В разных сферах и областях появлялись достижения, заявляли о себе талантливые учёные. В стране развивалась промышленность, не наблюдалось дефицита в квалифицированных кадрах.

Высшее образование не было массовым. В вузах учились те, кто сумел поступить в первый, второй или в последующие годы. Тем, кому не хватало образования в процессе работы, учились заочно.

В настоящее время, независимо от способностей школьника, почти всем нужно высшее образование, но школа не может каждого ученика подготовить к ЕГЭ (поступлению в вуз), и поэтому многим родителям приходится обращаться к репетиторам.

Репетиторство — это, бесспорно, сфера услуг. Конкурировать с репетиторами учителям сложно, хотя министерству очень хотелось бы, чтобы школа вытеснила репетиторов и одержала верх в конкурентной борьбе. Кравцов не раз ставил такую задачу перед школой. Но в современных реалиях без репетиторства никак не обойтись.

Вернёмся к вопросу – перестала школа за последние полгода оказывать услуги? Как бы ни так!
Со второго полугодия 2023 года в 11-х классах в московских школах начнется некий эксперимент: программу отложат в сторону, предметы, которые не сдавать, побоку, и абсолютно официально учителя будут готовить выпускников к ЕГЭ (кто чего выбрал – развели по группам и вперёд!!!)

Выпускников столичных школ освободят от предметов, которые не нужны для ЕГЭ
Выпускников столичных школ освободят от предметов, которые не нужны для ЕГЭ

Хотя этот эксперимент полностью нарушает ФГОС, но пожелание выпускников и их родителей – дело святое, потому что клиент (школьники и их законные представители) всегда прав. В сфере услуг это железное правило.
Вот вам и современная школа, переставшая якобы оказывать образовательные услуги с июля 2022 года, и законом призванная исключительно реализовывать образовательные программы, то есть полноценно изучать все предметы.

Заставить выпускников учить все предметы – это за гранью фантастики. Понятно, что двойки и недопуск к ЕГЭ ещё не успели отменить. Реальная угроза двойки — и выпускнику придётся вернуться к изучению физики, химии, иностранного языка, биологии, истории, литературы, информатики.

Но только зачем это учителю, родителю, ученику, школе? Уделит «клиент» больше времени ненужным предметам и хуже сдаст нужные ему экзамены. И школа «пострадает», и рейтинг школы. Ведь оценивают школу по результатам ЕГЭ.

Вот и думайте – изменился статус учителя или нет? Реализует он по закону образовательные программы или, как и раньше, оказывает образовательные услуги клиенту, который всегда прав.

Такова сегодняшняя ситуация в школе. Всем спасибо! И до новых встреч на канале!