Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: JazzPhil «New Delights» (Fancymusic, 2022)

⭐⭐⭐⭐

(Рейтинг: 4 из 5)

Так сложилось, что современный джазовый мейнстрим из Петербурга знаком мне гораздо меньше, чем свободная импровизационная музыка, экспериментальная музыка или прог-рок северной столицы России. Тем больший интерес вызвал коллектив JazzPhil и его альбом «New Delights», выпущенный московским лейблом Fancymusic. JazzPhil — это ансамбль питерского басиста и композитора Филиппа Мещерякова. До сих пор я слышал его только на двух альбомах биг-бэнда Сергея Гусятинского — «Forty Second Street» (2004) и «It’s Wonderful» (2005). Но попробуй толком расслышать басиста в биг-бэндовом саунде! В этом смысле «New Delights», записанный в формате квартета, предоставил куда больше возможностей для полноценного знакомства с творчеством Мещерякова.

Филипп родился в 1979 году в Ленинграде, но как музыкант формировался уже в постсоветский период. Первоначально он играл на фортепиано и гитаре, а в университетские годы освоил бас-гитару и контрабас. В 1998 году к нему пришел первый успех: в составе трио с пианистом Дмитрием Левитаном и ударником Дмитрием Шварцем он стал победителем конкурса молодых джазовых исполнителей «Осенний марафон», организованного петербургской Филармонией джазовой музыки Давида Голощекина. Позже он играл в ансамбле Алексея Канунникова, в уже упомянутом биг-бэнде Гусятинского, участвовал в проектах Николая Сизова, Алексея Попова, Андрея Кондакова, Натальи Скворцовой, участвовал в различных фестивалях и ездил в туры как в России, так и за рубежом, в том числе на родине джаза. Сегодня это зрелый и опытный музыкант.

Для New Delights Мещеряков подготовил программу из шести собственных композиций и трех каверов. Все композиции Филипп и его партнеры — саксофонист Дмитрий Семёнов, пианист Илья Щеклеин и ударник Артём Теклюк — отыграли в стилистически близком ключе. Это современный постбоповый мейнстрим, в словаре которого органично сочетаются идиомы и хард-бопа, и модального джаза. Это сложные гармонии, разнообразные ритмические рисунки, много сольных партий, в основном Семенова и Щеклеина, хотя и сам Мещеряков практически в каждом треке не отказывает себе в удовольствии блеснуть индивидуальностью. Из его пьес выделю титульную «New Delights», стильную балладу «Calm Haven» с отличной работой Семёнова и Щеклеина (на мой вкус, обложка альбома, напоминающая северные пейзажи Рокуэлла Кента, идеально соответствует этой музыке) и «Saigon Ride» с легким намеком на азиатские интонации и парадом-алле всех участников квартета (даже Теклюк удостоился здесь своей «минуты славы»).

Отдельная история с каверами. Меньше всего неожиданностей возникает с «Night and Day» гениального хит-мейкера Коула Портера: стандарт, написанный на заре эры свинга, переосмыслен в современном духе. Аналогичная история происходит с «Lullaby of the Leaves» Бернис Петкейр, композицией, сочиненной в том же 1932 году, что и «Night and Day», однако разница в том, что вещи Петкейр намного реже попадают в поле зрения современных музыкантов. А больше всего удивил третий кавер: Филипп сделал аранжировку для джазового квартета сочинения классика отечественной академической музыки Рейнгольда Глиэра «Waltz, Op. 50», и вальс этот у него буквально задышал джазом. Сам Филипп сыграл в этом треке свое лучшее, на мой вкус, соло во всей программе. Честно скажу, никогда ранее не слышал джазовых интерпретаций музыки Рейнгольда Морицевича. Спасибо Филиппу за приятный сюрприз.

Да и в целом за альбом тоже спасибо: это ровная, качественная работа без видимых слабостей. Для тех, кто знает, «сколько нам открытий чудных» готовит вроде бы вдоль и поперек изъезженный мейнстрим, «New Delights» станет хорошим подарком.

Слушать на Bandcamp | Apple Music | VK Музыка