В этой статье расскажу о том, как активизировать процессы 5S на основе цикла непрерывных улучшений PDCA.
В начале приведу характеристики текущего состояния 5S на предприятии, на примере которого разрабатывали подход:
- 5S в цехах в состоянии ниже ожидания и даже в тех цехах, где были реализованы LEAN-проекты;
- Нет корпоративной процедуры по внедрению 5S (методической основой внедрения 5S служат учебные материалы и тренинги материнской компании);
- Нет корпоративной процедуры по управлению процессами 5S;
- Отдельные руководители и персонал цехов не проходили тренинги по 5S;
- Формальное отношение к целям (КПЭ) по 5S (фактически их нет);
- Практикуется «одноразовый» подход к работе по 5S, который не предполагает долгосрочного закрепления результата;
- «Неэффективные» рекомендации развивающей партнёрской проверки (не способствуют долгосрочному закреплению результата).
Ниже привожу фрагменты процедуры внедрения 5S как аргумент в пользу тезиса о том, что зачастую действующие процедура по 5S упускают из виду процессы ежедневного управления 5S на основе PDCA. Вместо этого они фокусируются в основном на процедуре внедрения 5S (те самые 5 шагов).
Если резюмировать вышесказанное, мы видим, что 5S на данном предприятии не встроен в ежедневное управление цехом.
Как активизировать процессы 5S на основе цикла непрерывных улучшений PDCA?
Ключевые идеи предложенного нами подхода:
- Делегирование начальником цеха (НЦ) полномочий по управлению процессами 5S за счёт постановки КПЭ по 5S линейным руководителям цеха и назначения цехового пилота по 5S;
- Новая роль – цеховой пилот 5S – забирает на себя во многом административную работу по управлению процессами 5S, действует от имени НЦ;
- Линейные руководители цеха (начальник смены, мастер, бригадир) получают КПЭ по 5S и отвечают за реализацию плана по 5S на своих участках, а за счёт введения роли пилота 5S освобождаются от некоторой рутины;
- Вводится стандарт циклической деятельности в области 5S для ключевых участников. Цель стандарта - закрепить и развить достигнутые ранее результаты за счёт активизации цикла непрерывных улучшений PDCA;
- Чек-лист переводится в электронный вид для расчёта рейтинга рабочих мест и КПЭ;
- Ревизия результатов 5S проводится ежемесячно сначала на уровне рабочих мест (ведёт линейный руководитель цеха), затем на уровне цеха (ведёт НЦ);
- В начале года выпускается приказ о старте годового цикла по 5S с согласованным календарём событий;
- Всё вышеперечисленное формализуется в виде корпоративной процедуры по управлению процессами 5S. Отличие этого документа от других в том, что он регламентирует процессы управления 5S, а не процессы внедрения 5S (те самые 5 шагов). Владелец процедуры – Управление LEAN;
- Процедура является инструментом встраивания LEAN в ежедневное управление цехом;
- Апробировать процедуру предлагается в цехе, в котором уже созданы приемлемые условия по 5S.
Как в целом выглядит управление процессами 5S на основе принципов PDCA в нашем подходе?
В начале года выпускаем приказ о старте годового цикла совершенствования 5S. Приказ содержит календарь 5S, в котором приведены все ключевые вехи / активности. Параллельно идёт кампания по постановке годовых целей, в рамках которой выставляются цели по 5S.
Начинаем год с "большого" аудита 5S с целью установления текущего состояния. По итогам аудита выпускаем план мероприятий. Отслеживание плана выполняется еженедельно на общем собрании рабочей группы.
С периодичностью раз в месяц проводим аудиты рабочих мест. По итогам аудитов рассчитываем прогресс в улучшении 5S и создаем рейтинг рабочих мест. Также результаты аудита используются при расчёте ежемесячной оперативной премии производственного персонала.
В конце каждого месяца линейные руководители (например, начальники участков) проводят ревизию 5S на своих участках (1-ый уровень ревизии). Через несколько дней начальник цеха проводит ревизию 2-ого уровня с начальниками участков. И так 12 раз в год.
Ежеквартально координаторы LEAN проводят конкурсы рабочих мест и ППУ в области 5S. Не забываем про капитализацию опыта - обучение персонала, обновление корпоративной процедуры 5S, корректная передача дел.
Далее остановлюсь на ключевых элементах процедуры управления процессами 5S.
Один из главных документов процесса управления 5S - это стандарт циклической деятельности в области 5S для ключевых участников. Цель стандарта - закрепить и развить достигнутые ранее результаты за счёт активизации цикла непрерывных улучшений PDCA.
Для демонстрации цикла PDCA я отразил взаимосвязь активностей НЦ и пилота 5S в виде карты процесса.
Чтобы процесс заработал, в добавлении к самой процедуре в начале года выпускается приказ о старте годового цикла по 5S с согласованным календарём событий.
Скажу несколько слов о годовом календаре 5S:
- Составляется и согласовывается координатором LEAN в начале года;
- Является центральным документом, регулирующим циклическую деятельность в области 5S в планируемом периоде;
- Содержит в себе все ключевые вехи процессов управления 5S.
Описанная процедура управления 5S поможет сделать 5S частью ежедневного управления цехом. Плюсом такого подхода является то, что он интегрирует разрозненные мероприятия и процессы в единый макропроцесс, выстроенный на основе непрерывного цикла PDCA.
В следующей статье я расскажу более подробно о некоторых активностях из нашего календаря 5S.