Найти тему
Do-It-Like-A-Pro

5S на основе цикла непрерывных улучшений PDCA

В этой статье расскажу о том, как активизировать процессы 5S на основе цикла непрерывных улучшений PDCA.

В начале приведу характеристики текущего состояния 5S на предприятии, на примере которого разрабатывали подход:

  • 5S в цехах в состоянии ниже ожидания и даже в тех цехах, где были реализованы LEAN-проекты;
  • Нет корпоративной процедуры по внедрению 5S (методической основой внедрения 5S служат учебные материалы и тренинги материнской компании);
  • Нет корпоративной процедуры по управлению процессами 5S;
  • Отдельные руководители и персонал цехов не проходили тренинги по 5S;
  • Формальное отношение к целям (КПЭ) по 5S (фактически их нет);
  • Практикуется «одноразовый» подход к работе по 5S, который не предполагает долгосрочного закрепления результата;
  • «Неэффективные» рекомендации развивающей партнёрской проверки (не способствуют долгосрочному закреплению результата).

Ниже привожу фрагменты процедуры внедрения 5S как аргумент в пользу тезиса о том, что зачастую действующие процедура по 5S упускают из виду процессы ежедневного управления 5S на основе PDCA. Вместо этого они фокусируются в основном на процедуре внедрения 5S (те самые 5 шагов).

-2

Если резюмировать вышесказанное, мы видим, что 5S на данном предприятии не встроен в ежедневное управление цехом.

Как активизировать процессы 5S на основе цикла непрерывных улучшений PDCA?

Ключевые идеи предложенного нами подхода:

  • Делегирование начальником цеха (НЦ) полномочий по управлению процессами 5S за счёт постановки КПЭ по 5S линейным руководителям цеха и назначения цехового пилота по 5S;
  • Новая роль – цеховой пилот 5S – забирает на себя во многом административную работу по управлению процессами 5S, действует от имени НЦ;
  • Линейные руководители цеха (начальник смены, мастер, бригадир) получают КПЭ по 5S и отвечают за реализацию плана по 5S на своих участках, а за счёт введения роли пилота 5S освобождаются от некоторой рутины;
  • Вводится стандарт циклической деятельности в области 5S для ключевых участников. Цель стандарта - закрепить и развить достигнутые ранее результаты за счёт активизации цикла непрерывных улучшений PDCA;
  • Чек-лист переводится в электронный вид для расчёта рейтинга рабочих мест и КПЭ;
  • Ревизия результатов 5S проводится ежемесячно сначала на уровне рабочих мест (ведёт линейный руководитель цеха), затем на уровне цеха (ведёт НЦ);
  • В начале года выпускается приказ о старте годового цикла по 5S с согласованным календарём событий;
  • Всё вышеперечисленное формализуется в виде корпоративной процедуры по управлению процессами 5S. Отличие этого документа от других в том, что он регламентирует процессы управления 5S, а не процессы внедрения 5S (те самые 5 шагов). Владелец процедуры – Управление LEAN;
  • Процедура является инструментом встраивания LEAN в ежедневное управление цехом;
  • Апробировать процедуру предлагается в цехе, в котором уже созданы приемлемые условия по 5S.

Как в целом выглядит управление процессами 5S на основе принципов PDCA в нашем подходе?

В начале года выпускаем приказ о старте годового цикла совершенствования 5S. Приказ содержит календарь 5S, в котором приведены все ключевые вехи / активности. Параллельно идёт кампания по постановке годовых целей, в рамках которой выставляются цели по 5S.

Начинаем год с "большого" аудита 5S с целью установления текущего состояния. По итогам аудита выпускаем план мероприятий. Отслеживание плана выполняется еженедельно на общем собрании рабочей группы.

С периодичностью раз в месяц проводим аудиты рабочих мест. По итогам аудитов рассчитываем прогресс в улучшении 5S и создаем рейтинг рабочих мест. Также результаты аудита используются при расчёте ежемесячной оперативной премии производственного персонала.

В конце каждого месяца линейные руководители (например, начальники участков) проводят ревизию 5S на своих участках (1-ый уровень ревизии). Через несколько дней начальник цеха проводит ревизию 2-ого уровня с начальниками участков. И так 12 раз в год.

Ежеквартально координаторы LEAN проводят конкурсы рабочих мест и ППУ в области 5S. Не забываем про капитализацию опыта - обучение персонала, обновление корпоративной процедуры 5S, корректная передача дел.

Далее остановлюсь на ключевых элементах процедуры управления процессами 5S.

Один из главных документов процесса управления 5S - это стандарт циклической деятельности в области 5S для ключевых участников. Цель стандарта - закрепить и развить достигнутые ранее результаты за счёт активизации цикла непрерывных улучшений PDCA.

-3

Для демонстрации цикла PDCA я отразил взаимосвязь активностей НЦ и пилота 5S в виде карты процесса.

-4

Чтобы процесс заработал, в добавлении к самой процедуре в начале года выпускается приказ о старте годового цикла по 5S с согласованным календарём событий.

Скажу несколько слов о годовом календаре 5S:

  • Составляется и согласовывается координатором LEAN в начале года;
  • Является центральным документом, регулирующим циклическую деятельность в области 5S в планируемом периоде;
  • Содержит в себе все ключевые вехи процессов управления 5S.

Описанная процедура управления 5S поможет сделать 5S частью ежедневного управления цехом. Плюсом такого подхода является то, что он интегрирует разрозненные мероприятия и процессы в единый макропроцесс, выстроенный на основе непрерывного цикла PDCA.

В следующей статье я расскажу более подробно о некоторых активностях из нашего календаря 5S.