Найти тему
Открытая семинария

Кто говорил устами Серафима Саровского?

Продолжаем публикацию беседы Серафима Саровского с Мотовиловым. Напомню, что в предыдущей части Серафим Саровский говорит о необходимости для христианина стяжать Дух Святой - наполняться Им в тишине, наполнять свой сосуд. В сегодняшней части Беседы преподобный касается святого святых в таинстве человеческом и Божием. Это - не информационная статья, это сенсационное духовное открытие, которое преподобный Серафим передает нам. Не читайте, если у вас теперь мало времени подумать, если вы не сможете поразмышлять над прочитанным - нужно время. Но оно того стоит. В конце - как всегда краткие Выводы ОС. Продолжаю с того места, где остановился в предыдущей публикации:

– Ну а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите?

– Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных и не по четыре или по шести на сто, но по сту на один рубль духовный, но даже еще того в безчисленное число раз больше. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь; более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима.

– Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы лишь только торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит: "непрестанно молитеся", но да ведь, как помните, прибавляет: "хочу лучше пять словес рещи умом, нежели тысячи языком".

И Господь говорит: "не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего", т.е. делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо "проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением". А дело Божие есть: "да веруете в Бога и Его же послал есть Иисуса Христа". Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, т.е. вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого.

-2

Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если – в Духе Божием, то, благословен Бог! – не о чем горевать: хоть сейчас – на страшный суд Христов! Ибо "в чем застану, в том и сужу". Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его и не отставать до тех пор, пока искомый Господь Бог Дух Святой не сыщется и не будет снова с нами Своею благодатию. На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возметется, как сказал пророк Давид: "пожену враги моя и постигну я, и не возвращусь, дондеже скончаются, оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима".Так-то, батюшка!

Так и извольте торговать духовно добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свечи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свечи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во светение всем в других местах. И если это так в отношении огня земного, то что скажем об огне благодати Всесвятого Духа Божия?! Ибо, например, богатство земное, при раздавании его, оскудевает, богатство же небесное Божией благодати чем более раздается, тем более приумножается у того, кто его раздает. Так и Сам Господь изволил сказать Самаряныне: "пияй от воды сей возжаждет вновь, а пияй от воды, юже Аз ему дам, не возжаждет во веки, но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник приснотекущий в живот вечный".

– Батюшка,– сказал я,– вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?

-3

– Мы в настоящее время,– так отвечал старец,– по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общения человека с Богом до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни.

Нам теперь кажутся странными слова Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит: "и виде Адам Господа, ходящаго в раи" или когда читаем у Апостола Павла: "идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами". Неоднократно и в других местах Священного Писания говорится о явлении Бога человекам. Вот некоторые и говорят: "Эти места непонятны. Неужели люди так очевидно могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и, под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось странным.

Так Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал им: "Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителя в ноздрях моих?" т.е. как, де, я могу хулить Бога, когда Дух Святой со мной пребывает. Если бы я хулил Бога, то Дух Святой отступил бы от меня, а вот я и дыхание Его ощущаю в ноздрях моих. Таким точно образом говорится и про Авраама и про Иакова, что они видели Господа и беседовали с Ним, а Иаков даже и боролся с Ним. Моисей видел Бога и весь народ с ним, когда он сподобился принять от Бога скрижали закона на горе Синае. Столб облачный и огненный, или, что то же – явная благодать Духа Святого, служили путеводителями народу Божию в пустыне. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели и не в мечтаниях, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве. Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало.

-4

А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ее по гордости ума нашего вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: "вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной", – что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святой апостол Павел утверждает: "да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа".

И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим живущим на земле одушевленным Божиим созданиям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т.е. благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и "Адам бысть в душу живу", т.е. совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков безсмертную.

Адам сотворен был до того неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих. От этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адамово из Всетворческих Уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его.

-5

Когда Господь повелел ему наречь имена всякой твари, то каждой твари он дал на языке такие названия, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Божьему, дарованному ей при ее сотворении. Вот по этому-то дару вышеестественной Божией благодати, ниспосланному ему от дыхания жизни, Адам мог видеть и разуметь и Господа, ходящего в рай, и постигать глаголы Его и беседу святых ангелов и язык всех зверей и птиц и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что для Адама до его падения было так ясно.

Такую же премудрость и силу, и всемогущество, и все прочие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра Адамова в Эдеме сладости, в раю, насажденном Им посреди земли. Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в себе безсмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог насадил посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания.

Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода древа жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу благодати Божией и безсмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость безконечно безсмертного всеблаженного своего состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного.

-6

Когда же вкушением от древа познания добра и зла – преждевременно и противно заповеди Божией – узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого безценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий "не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен". Однако это не значит, что Духа Божиего вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только отвне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому.

Так, например, Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на нечестие его и его преступление, удобопонятен был глас благодатного Божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам видел Бога и день Его и возрадовался. Благодать Святого Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля. У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божиего или ангелов и отличать действия Духа Святого от обыкновенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни.

-7

Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим безчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве Божественные явления, гласы, откровения, оправдывавшиеся очевидными чудесными событиями. Не с такою силою, как в народе Божием, но проявление Духа Божиего действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были девственницы – пророчицы, сивиллы, которые обрекали свое девство хотя для Бога неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержителя и Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали. Также и философы языческие, которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ее исканию не непричастными Духу Божиему, ибо сказано: "языки неведующие Бога естеством законная творят и угодная Богу соделывают". А истину так ублажает Господь, что Сам про нее Духом Святым возвещает: "истина от земли возсия, и правда с небесе приниче".

Выводы ОС

Прерву здесь эту удивительную речь старца - чтобы она могла немного усвоиться, раствориться в нас. Обратите внимание на удивительную широту воззрений старца: он дает высочайшую оценку пророчествам Сивилл - тем самым, которые предрекли приход Иисуса Христа - Его Первое и Второе пришествия, и кто дали самый первый подробный портрет Предтечи - Белого царя, запечатленный в Сборнике Льва Мудрого. Мы говорили, что большая часть этого пророческого Сборника - это пророчества о Белом царе, произнесенные еще до рождества Иисуса Христа.

-8

Также, если кто читал книжечку Григория Ефимовича Распутина "Житие Опытного Странника", в которой Григорий Ефимович описывает свой духовный Путь и делится своими духовными советами, то вы найдете удивительные сходства между Григорием Ефимовичем и Серафимом Саровским - они говорят об одном и том же, и кроме них - а теперь еще и нас с вами - никто об этом практически не говорит.

Но вернемся к тому главному, о чем говорит Серафим Саровский - к Богоявлениям. Его тезис в том, что богоявления в нормальной христианской среде должны быть будничным делом - потому что Бог живет в каждом человеке, и может проявляться особенным образом в каждом человеке - а в особенной, в некоем роде прямой мере богоявления и переданные через них богооткровения и благодать - происходят в лице помазанников Божиих. Об этом и говорит Серафим Саровский - сам будучи помазанником, но не смея, конечно, сказать об этом своему собеседнику, потому что помазанники на себя сами не указывают - они указывают на Бога, а Бог указывает искренней душе на помазанника. Так и было в случае с Мотовиловым.

Но так как люди не верят в это - ни в проявление Духа Божия в них, ни в других людях - то вся эта громадная благодать остается для большинства людей закрытой. А Старец очень хотел бы приоткрыть эту тему, потому что без нее он видел неминуемый разрыв между помазанниками и народом и, как результат - крушение Святой Руси, что и произошло в 1917.

Старец пытается представить перед нами подлинную значимость помазанников - богоявление в их лице, хотя они и люди, простые человеки, как все. И вот тут старец Серафим не просто пытается вызвать особое уважение и благоговение к помазаннику, но и в первую очеред сказать, что у Бога в планах есть большее - даровать Божественное помазание каждому, кто его ищет. Об этом - вся беседе по сути. Бог хочет, чтобы Его искали, и Он хочет открыться в человеке, засиять в нем.

Но для этого, согласно Серафима, необходимо две вещи: (1) признавать помазанников и (2) искать помазания. Первое предохраняло человека от гордости, а второе открывало человека к принятию Божией воли о нем, которая состоит в наполнении Святым Духом, в преобразовании внутреннего человека в образ и подобие Сына Божия Иисуса Христа. Стяжание благодати и ума Христа - было в центре древнего Русского христианства, которое выражало себя в самых разнообразных культурных формах и традициях.

Позднее формализм греко-православия, умноженный на прямое Ватиканское вмешательство с Зоей Палеолог, буквально выжигали, огнем и мечем, ряд древних Русских христианских традиций. Постоянные читатели ОС помнят, что первый на Руси венчанный государь - Дмитрий Иоаннович - был убит Зоей Палеолог и ее ватиканскими приспешниками за то, что относил себя к Русской христианской традиции, которую Зоя выжигала вместе со старой династией. Богоискательство и духовная глубина старой Русской традиции, обеспечивающие процветание Святой Руси, дающие совершенно иные перспективы на мир, на науку, на общество - были заменены большей частью формальными обрядами. И Серафим Саровский как будто из глубины веков доносит до нас хотя бы самое главное из этой забытой традиции.

Старец говорит об этом осторожно. Поясню, что в то время по приговору Синода Православной церкви можно было получить смертную казнь за принадлежность к христовцам (хлыстовцам), или Христам (хлыстам - как их называла полиция), или христоверам - их называли по разному. Эта группа русских христиан верила в то, что Бог до сих пор проявляет Себя в Своих людях, которые наполнены Его Духом. На почве этого учения было много недопониманий, преследований, казней, скорбей и т. д. Почитайте хотя бы Мельниково-Печорского - он, конечно, по заказу пишет, карикатурно, и стремится унизить христоверов, но не всегда даже великому писателю это удается. Тем не менее обстановку полнейшего преследования - тень смертной казни, нависшей над целыми пластами русского общества - писатель передал великолепно в его произведениях "В лесах и на горах".

Дело было не просто в различном богословии, или традиции - дело было в авторитете. Согласно официальной церкви авторитет и сила принадлежат церкви, и передаются через ее служителей. Согласно Русским староверам авторитет принадлежит помазанникам Божиим - тем людям, которые полностью отдают себя в преображающие руки Бога и наполняются Его Духом.

Старец Серафим, связанный с древней Русской христианской традицией, аккуратно говорит о том, о чем говорили и эти запрещенные под страхом смертной казни группы русских христиан. Позвольте мне очень-очень грубо перевести для вас то, что сказал Серафим Саровский Мотовилову и всем нам. Мотовилов это понял в конце концов. Так вот что сказал нам Серафим Саровский: Господь Бог говорит моими устами, устами убогого Серафима, а вы этого и не заметили! Заметили бы многие - сожгли бы, как это бывает.

Мы говорили о чем-то подобном (публикация Скрытый Христос), когда смотрели на Ииуя, четвертого Друга Иова. Кстати, обратите внимание, как Серафим Саровский выразительно говорит об опыте Иова - о видении им Бога. Более того, старец Серафим практически утверждает, что пройдя через встречу с Богом - с Помазанником Ииуем - Иов и сам стал откровением Божиим для человеком, помазанным царем. Перечитайте статью о скрытом Христе, посмотрите снова на Писание об Иове и о том великом, что Бог сделал для Своего помазанника. Уважайте, признавайте помазанников Божиих - и стремитесь к помазанию. Это - две ноги духовного движения вперед.