Найти в Дзене
Просвет

Джордж Крам. «Голос Кита»

Оглавление

Джордж Крам известен во всем мире своим изобретательным и эстетичным подходом к использованию звука. Гармоничное смешение трудносовместимых стилей, использование этнических мотивов и акустических эффектов, ассоциирующихся со звуками природы, изменение тембра и перенастройка инструментов во время исполнения – эти приемы помогают ему точно передавать мельчайшие детали и символы в своих произведениях.

                                                              Джордж Крам
Джордж Крам

Как на композитора на Крама повлияли Веберн и Малер: от первого он позаимствовал сериализм, от второго – оркестровый стиль. Вместе с тем, в музыке Джорджа ощущается влияние этнических традиций – многое он позаимствовал из азиатской народной музыки.

Крама всегда относили к авангарду из-за сериализма, его нестандартного выбора жанров для смешивания (например, фламенко с барокко) и любви к «альтернативным настройкам» – в его произведениях музыкантам часто приходится менять строй инструмента непосредственно в процессе исполнения и играть в другой тональности. Но причислять его исключительно к авангардистам не хочется, потому что музыка Крама не наполнена кричащими образами, как это обычно бывает в авангарде. Напротив, она обладает необычной для авангарда медитативностью. Приемы с изменением тональности также больше отсылают к Дебюсси, Равелю и импрессионизму, нежели к авангарду.

Сам Крам не говорит о приверженности к тому или иному стилю и называет себя «человеком, желающим связать несвязанные элементы и сопоставить несоответствующее».

Из всех произведений Джорджа Крама наиболее известно «Vox Balanae» – «Голос Кита». О нем и расскажем.

Он вдохновился пением китов

Джордж Крам в 1969 году прослушал запись «пения» горбатых китов. Услышанное вдохновило его на создание музыкального эквивалента такого пения. Однако он не хотел прибегать коллажированию и использовать настоящие записи звуков, издаваемых китами. Вместо этого Крам решил использовать электроакустические инструменты – флейту, фортепиано и виолончель.

Это решение он комментировал так:

«Обычное использование записи естественных звуков художественно ошибочно. Хотя искусство может происходить от природы и может его воссоздавать, всё же звуки природы и искусство – две разные вещи».

Дал советы исполнителям

Крам оставил к своему сочинению несколько важных и концептуальных пожеланий. Одно из них кроется в полном названии произведения – «Голос Кита для исполнителей в масках». Крам настаивал на том, чтобы все музыканты надевали чёрную или венецианскую маску. Необходимость этого Крам объяснил так:

«Маски, вытесняя смысл человеческой проекции, символизируют мощные безличные силы природы. Так природа становится дегуманизированной».

Ещё одним условием является исполнение под глубоким синим освещением сцены. Так усиливается эффект стихии, в которой обитают киты.

                        Так выглядит сцена во время исполнения «Vox Balanae»
Так выглядит сцена во время исполнения «Vox Balanae»

Помимо рекомендаций по визуальной части, Крам настаивал на определенной схеме настройки инструментов и оборудования. На этот счет он говорил:

«Три инструмента должны быть усилены. Для этого обычные микрофоны были бы весьма практичными. Для фортепиано микрофон должен быть подвешен над басовыми струнами инструмента, а для флейты и виолончели микрофоны должны располагаться рядом с инструментами. Усиление инструментов должно быть отрегулировано так, чтобы звук был мощным, но без искажений. Уровень усиления не должен корректироваться во время работы».

Небольшую подсказку Джордж оставил и для самих музыкантов. Он говорил о том, что ритм в этом произведении является приблизительным и может меняться в зависимости от акустических свойств зала. Но, несмотря на это, ритм должен быть строгим и условно обозначаться.

Множество смыслов...

«Голос Кита», несмотря на наличие восьми частей, представляет из себя произведение в трёх действиях.

Сочинение начинается с «Вокализа» с небольшим уточнением в названии, вынесенным за скобки – «от начала времён» (for the beginning of the time). Этой фразой композитор намекает на бесконечность природы и на ее древнейших обитателей – китов.

«Вокализ» – своего рода каденция для флейтиста, который одновременно поёт в свою флейту и играет. Со слов Крама, это сочетание производит «жуткий сюрреалистический тембр, похожий на звуки горбатого кита». Также в первой части «спрятана» пародия на начало произведения «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, которой «Вокализ» заканчивается.

Следующей идёт «Морская тема». Она представлена темой виолончели, которая сопровождается мрачными аккордами, исполняемыми фортепианными струнами. Издаваемый виолончелью флажолет чем-то напоминает крики чаек.

«Морская тема» постепенно развивается, но не имеет логического завершения. Сделано это специально, что станет понятно далее. На этой части заканчивается первое действие.

Второе действие состоит из пяти «Вариаций». Все они названы в честь геологических эпох: «Архей», «Протерозой», «Палеозой», «Мезозой» и «Кайнозой».

«Крики чаек», тянущиеся с конца первого действия, в «Архее» усиливаются, и с каждой частью становятся все интенсивнее. В «Кайнозое» они достигают кульминации. Такой приём символизирует эволюцию вплоть до человека и обозначает человечество как нечто устойчивое.

В «Кайнозое» появление человека обозначено при помощи переложения другой части все того же произведения Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». На кульминации «Кайнозоя» заканчивается второе действие.

Заключительным в произведении является «Море-Ноктюрн» – развитие «Морской темы».

В него Крам добавил звуки старинных тарелок, которым поочередно подыгрывают флейтист и виолончелист. Крам объяснял:

«При составлении Ноктюрна я хотел изобразить более высокий ритм природы и передать чувство остановки времени».

Финальный отрезок части представляет из себя постепенно угасающую мелодию, которая состоит из серии повторений. Важной при этом является громкость – этот музыкальный отрезок должен исполняться тихо, с постепенным затуханием. Так слушателю предлагается поразмышлять и представить, что же находится за пределами его слуха.

Сделал его понятным и интересным для слушателей

На примере «Голоса Кита» можно увидеть всю концептуальность и символичность сочинений Крама. В нем композитор отразил мощь природы, ее необъятность и обезличенность.

Крам не использовал в произведении записей «пения» китов, полностью доверяя своему внутреннему ощущению и ассоциациям, которые у него возникли при прослушивании звуков, издаваемых этими животными.

Произведение не совсем авангардистское. Оно понятно внимательному слушателю, потому что музыкальные приемы здесь используются для лучшего раскрытия символов и заключённого в них смысла.

«Голос Кита» очень сложно осознать полностью, даже после нескольких прослушиваний – каждый раз подмечаются новые детали и отсылки. Мы вам показали то, что заметили сами, но уверены, что в произведении их намного больше.