Найти в Дзене

Место, где произошла первая в России авиакатастрофа

находится недалеко от моего дома в Санкт-Петербурге. Да-да, всего в трёх километрах! На этом месте стоит памятный камень. А три года назад был создан сквер. Не верите? Тогда читайте статью! Об авиационном прошлом этого микрорайона напоминает историческое название - Комендантский аэродром. Сейчас это часть территории современного Приморского района Санкт-Петербурга. Название возникло ещё при Петра Первом, когда эти земли были отведены для летнего отдыха семей комендантов Петропавловской крепости и назывались Комендантская дача. Но сам комендант, который считался третьим человеком в городе после императора и генерал-губернатора, по долгу службы должен был постоянно находиться на территории крепости. С 1703 по 1917 год на этой должности сменилось 32 коменданта, из которых 19 были похоронены на Комендантском кладбище. Коменданты сдавали свои земли в аренду. И сначала здесь появился ипподром. На современной карте о его существовании напоминает Ипподромный переулок, имеющий характерную окр

находится недалеко от моего дома в Санкт-Петербурге. Да-да, всего в трёх километрах! На этом месте стоит памятный камень. А три года назад был создан сквер. Не верите? Тогда читайте статью!

Фото автора
Фото автора

Об авиационном прошлом этого микрорайона напоминает историческое название - Комендантский аэродром. Сейчас это часть территории современного Приморского района Санкт-Петербурга.

Скриншот автора
Скриншот автора

Название возникло ещё при Петра Первом, когда эти земли были отведены для летнего отдыха семей комендантов Петропавловской крепости и назывались Комендантская дача. Но сам комендант, который считался третьим человеком в городе после императора и генерал-губернатора, по долгу службы должен был постоянно находиться на территории крепости. С 1703 по 1917 год на этой должности сменилось 32 коменданта, из которых 19 были похоронены на Комендантском кладбище.

Коменданты сдавали свои земли в аренду. И сначала здесь появился ипподром.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Фото с сайта https://www.citywalls.ru

На современной карте о его существовании напоминает Ипподромный переулок, имеющий характерную округлую форму.

Скриншот автора
Скриншот автора

Когда в 1908 году в столице возник первый в России аэроклуб, то поле ипподрома приспособили для взлета и посадки самолетов. Места на трибунах, которые, кстати, построил Л.Н.Бенуа, стоили дорого: в ложах - по 25 рублей, остальные - от 20 копеек до 5 рублей.

Фото с сайта https://valenburg.livejournal.com/38349.html
Фото с сайта https://valenburg.livejournal.com/38349.html

С 1912 года императорский аэроклуб "Крылья" взял в аренду большую территорию рядом с ипподромом ("Комендантское поле"), которая вскоре получила название "Комендантский аэродром". Клуб платил коменданту Петропавловки за аренду 13000 рублей в год.

Фото с сайта https://www.citywalls.ru/
Фото с сайта https://www.citywalls.ru/

Именно на Комендантском аэродроме были поставлены первые авиарекорды. Например, Г.В.Пиотровский совершил "первое воздушное путешествие над морем"- перелёт в Кронштадт; в 1910 году авиаторы Лев Мациевич и Михаил Ефимов осуществили первые ночные полёты; осенью 1911 года авиатор Е.В.Руднев и механик С.Плотников осуществили перелёт Петербург - Гатчина (самый дальний перелёт на то время). В том же году с Комендантского аэродрома стартовали участники первого в России группового перелёта Петербург - Москва. Над полем аэродрома проводил испытания изобретатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич Котельников.

Фото автора
Фото автора

А идея о парашюте пришла Котельникову после первой в России авиакатастрофы, которая произошла у него на глазах в сентябре 1910 года прямо во время Первого Всероссийского праздника воздухоплавания.

Фото с сайта https://pantv.livejournal.com/3741507.html
Фото с сайта https://pantv.livejournal.com/3741507.html

Тогда весь город почти в течение месяца ежедневно собирался на Комендантском аэродроме, чтобы посмотреть на первые в России авиационные соревнования.

Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4185282.html
Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4185282.html

Зрителями показательных выступлений были самые высокопоставленные персоны: премьер-министр Столыпин, председатель Госдумы А.И.Гучков, военный министр В.А.Сухомлинов, а также члены императорского дома.

Фото с сайта https://pantv.livejournal.com/3741507.html
Фото с сайта https://pantv.livejournal.com/3741507.html

Всего в празднике участвовало 11 пилотов, среди них - уже известные Михаил Ефимов и Сергей Уточкин. Но любимцем публики был Лев Макарович Мациевич.

Лев Макарович Мациевич родился 1 января 1877 года в Кирoвоградская области Укрaины в мещанской многодетной (9 детей) семье. Сначала он получил домашнее образование, потом окончил 3-ю Киeвскую мужскую гимназию. В 1895 году Лев поступил в Хaрьковский практический технологический институт на механическое отделение. С 1901 года Мациевич работал чертёжником в мастерских Севастопольского порта и одновременно трудился над дипломным проектом броненосного крейсера. Защитив диплом и став помощником судостроителя, Мациевич продолжал государственную службу в Севастопольском порту. В 1903 году он поступил в Николаевскую морскую академию в Санкт-Петербурге на кораблестроительное отделение. Успешно её завершив, Мациевич несколько раз ездил в заграничные командировки, изучая практику судостроения.

Лев Макарович Мациевич. Фото автора с информационного стенда
Лев Макарович Мациевич. Фото автора с информационного стенда

В ноябре 1907 года штабс-капитана Мациевича перевели из Севастополя в Санкт-Петербург на службу в Морское министерство, где он быстро поднялся вверх по карьерной лестнице благодаря своим изобретениям. Им разработано 14 проектов подводных кораблей, изобретен оригинальный двигатель, пригодный как для надводного, так и для подводного хода лодок, а также создана система для защиты кораблей от мин и торпедных атак. Увлёкшись авиацией, осенью 1909 года Мациевич первым в России высказал мысль о постройке авианосца (переоборудованного крейсера специального типа с лёгкой навесной палубой, способного нести на борту до 25 аэропланов). Тогда же он разработал проект первого в России гидроаэроплана.

Но Мациевич мечтал об авиации. В 1909 году он был принят в Отдел воздухоплавания, возглавляемый великим князем Александром Михайловичем.

Группа авиаторов на аэродроме (в центре в шинели - великий князь Сергей Михайлович) Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4173390.html
Группа авиаторов на аэродроме (в центре в шинели - великий князь Сергей Михайлович) Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4173390.html

В марте 1910 года Мациевич был отправлен в заграничную командировку для ознакомления с ходом развития авиации в Европе, закупки аэропланов и обучения лётному делу. Во Франции он прошёл курс обучения в авиационной школе Анри Фармана и 9 августа 1910 в числе первых русских лётчиков получил диплом авиатора. За время пребывания во Франции Мациевич сумел удешевить стоимость закупленных самолетов на 20-25%, что экономило более 30 тысяч рублей. Работая по 18-20 часов в сутки, Лев Макарович посетил семь аэродромов, базировавшихся под Парижем, и детально ознакомился с устройством аэропланов и дирижаблей. Одновременно как глава комиссии он побывал в Брюсселе и съездил в Англию, где осмотрел около двух десятков систем летательных аппаратов.

Фото автора
Фото автора

13 сентября 1910 года Мациевич прибыл из командировки и сразу принял участие во "Всероссийском празднике воздухоплавания". Накануне своей гибели он взял на борт председателя совета министров Петра Столыпина. Премьера пытались отговорить, опасаясь очередного покушения, да и сердце у Петра Аркадьевича было слабое. Но Столыпин сказал: "Я полечу. Ведь Мациевич - офицер!".

Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4173390.html
Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4173390.html

Полёт прошел успешно. Авиаторские состязания на Комендантском аэродроме подходили к концу. Утром 24 сентября Мациевич планировал совершить пробный полет на аэроплане Соммера. Но из-за сильного ветра отложил полет на новом аппарате и поднялся на проверенном "Фармане", установив рекорд высоты. Но тут же изъявил желание его улучшить, что было одобрено высшими чинами ведомства.

Участники праздника воздухоплавания у ангаров (в группе великий князь Александр Михайлович, летчик Л.М.Мациевич) https://humus.livejournal.com/4185282.html
Участники праздника воздухоплавания у ангаров (в группе великий князь Александр Михайлович, летчик Л.М.Мациевич) https://humus.livejournal.com/4185282.html

В начале шестого Лев Макарович вновь попробовал лететь на "Соммере", но мотор аэроплана забарахлил. Авиатор махнул рукой и вернулся к "Фарману", бросив на ходу: "Попробую на нем взять высоту".

Полет летчика Л.М.Мациевича. Вид аэроплана Фарман перед взлетом https://humus.livejournal.com/4185282.html
Полет летчика Л.М.Мациевича. Вид аэроплана Фарман перед взлетом https://humus.livejournal.com/4185282.html

Авиатор повесил на грудь барограф (прибор, записывающий высоту) и забрался в аэроплан. Но на высоте 400-500 метров самолёт вдруг стал разваливаться в воздухе. Непристёгнутый пилот (ремни безопасности тогда ещё не были изобретены) выпал из аэроплана.

Все ниже спуск винтообразный,

Все круче лопастей извив,

И вдруг… нелепый, безобразный

В однообразьи перерыв…

И зверь с умолкшими винтами

Повис пугающим углом…

Ищи отцветшими глазами

Опоры в воздухе… пустом!

Уж поздно: на траве равнины

Крыла измятая дуга…

В сплетеньи проволок машины

Рука — мертвее рычага…

Так описывал эту трагедию ее очевидец Александр Блок.

Фото автора
Фото автора

Тысячи зрителей бросились к месту катастрофы, произошедшей на их глазах. Среди очевидцев была также жена и дочь лётчика.

Фото с сайта https://pantv.livejournal.com/3741507.html
Фото с сайта https://pantv.livejournal.com/3741507.html

После катастрофы, все гадали, что стало её причиной. Поползли слухи, что Лев Мациевич был тайным членом партии эсеров. Эсеры, зная, что с Мациевичем в ближайшие дни должен был лететь граф Сергей Юльевич Витте, якобы приказали авиатору, жертвуя собой, вызвать катастрофу и погубить графа, но Мациевич решил уйти от исполнения приказа и пoкончил с собой накануне намеченного дня…

Но, как позднее было установлено специальной комиссией, на высоте 385 метров на его "Фармане" лопнул тонкий трос, который соединяет части конструкции для придания жёсткости крылу. Конец проволоки попал в винт и повредил одну из лопастей, осколки которой перебили соседние растяжки. Хрупкий аппарат потерял жесткость и устойчивость. Летчика толчком выбросило из сиденья.

Это была первая авиационная катастрофа в России.

Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4185282.html
Фото с сайта https://humus.livejournal.com/4185282.html

Гибель Мациевича глубоко потрясла русских людей. В последний путь на Никольское кладбище Александро-Невской лавры покойного провожали десятки тысяч петербуржцев.

Таких похорон столица еще не видела.

Фото с сайта https://topwar.ru/66702-pravka-lm-macievich-aviator-pridumavshiy-avianosec.html
Фото с сайта https://topwar.ru/66702-pravka-lm-macievich-aviator-pridumavshiy-avianosec.html

В скором времени на могиле установили памятник в виде восьмиметровой колонны (по проекту академика архитектуры Ивана Фомина). Этот памятник сохранился до сих пор.

Фото с сайта https://serg-slavorum.livejournal.com/1502931.html
Фото с сайта https://serg-slavorum.livejournal.com/1502931.html

А на месте гибели героя сначала поставили деревянный крест, освящённый в мае 1911 года, который затем был заменён в 1912 году на памятный знак в виде саркофага. Это был первый в России авиационный памятник, который тоже создал Иван Фомин. Средства на него собрали друзья Мациевича.

-23

Памятник тогда находился примерно на пересечении Богатырского проспекта и Серебристого бульвара.

Скриншот автора
Скриншот автора

Сейчас на этом месте находится большой валун.

Затем, в связи с застройкой района Комендантского аэродрома, памятник был перенесен на площадь Льва Мациевича.

Но после постройки на площади четырех высотных зданий памятник оказался не виден, и его поставили в сквере имени Льва Мациевича между домами 11 и 13 по Аэродромной улице.

Скриншот автора
Скриншот автора

Оригинальный памятник был разрушен в 1970 годы. Но в 1984 году архитектор Валентин Иванович Константинов сделал его реплику.

Фото автора
Фото автора

Надпись на плите гласит:

На сем месте пал жертвою долга 24-го сентября 1910 года, совершая полет на аэроплане "Фармана" Корпуса корабельных инженеров флота капитан Лев Макарович Мациевич. Памятник сей сооружен Высочайше учрежденным Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования, членом которого состоял погибший.
Фото автора
Фото автора

В 2019 году в сквере Льва Мациевич был открыт "Музей авиации под открытым небом" в память об истории Комендантского аэродрома – колыбели российской авиации.

-29

В сквере и в микрорайоне есть ещё и другие интересные объекты, рассказывающие о героической истории Комендантского аэродрома.

Нажмите на статью и читайте продолжение 👇

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: