📣 "Всё, что сказано автором, является его оценочным суждением, не претендующим на абсолютную истину, и которое излагается в рамках общественной и научной дискуссии в рамках действующего законодательства РФ о свободе слова, распространении информации и уважения прав и законных интересов человека и гражданина."
На многих христианских форумах эту тему обсуждали и обсуждают с разных ракурсов, но вопросы как были, так и остаются. И это неудивительно, так как первая заповедь, данная человеку, была непосредственно связана с деторождением и познанием супругами друг друга.
Чтобы не искушать людей неженатых/незамужних, у меня нет цели погружаться в дебри "христианской камасутры", называть всё "своими именами", но хотелось бы обозначить главные контуры вопроса, которые, надеюсь, снимут завесу тайны у ищущих.
➡️ Пройдусь тезисно:
1) супружеская близость благословенна Богом, отрицающие её, или считающие чём-то греховным, идут против учения Церкви (например, на Руси была инфернальная секта "скопцов", которые считали супружескую близость - осквернением);
2) Библия однозначно запрещает прелюбодеяние (1 Кор. 6:9), содомию во всех её проявлениях (Римлянам 1:26);
3) согласно Писанию "ложе нескверно" (Евреям 13:4), а значит всё, что происходит в супружеской жизни - между двумя и свято (хотя многие воспринимают этот стих иначе, составляя целые списки дозволенных действий, уподобляясь фарисеям);
4) священник не даёт супругам никаких советов в этой части, и сами супруги не должны искушать священника подробностями их семейной жизни, супружеское ложе - место для двоих (существуют официальные документы Церкви, где сказано о недопустимости вмешательства священника в семейную жизнь христиан);
5) "тело человека - храм Святого Духа" (1 Кор. 6:19), относиться к нему нужно с должным почтением и любовью.
❓ А что же святые отцы?
Из всех святых отцов, которых я читал, по этой части рассуждал лишь афонский старец Паисий Святогорец. И когда я прочитал его ответ одному из духовных детей, я удивился, как он точно описал позицию, которую я сам для себя выработал. Он называет 4 категории женатых священников и мирян, с которыми ему пришлось столкнуться в своей пастырской практике:
1) заключившие брачный союз, родившие много детей, и затем постепенно перешедшие в режим живущих без супружеской близости;
2) вступающие в близость только ради деторождения, а в остальное время живущие как брат и сестра;
3) воздерживающиеся от близости только в период постов;
4) некоторые, которые не способны воздерживаться даже на время поста.
Святой отец говорит, что все должно быть только по взаимному согласию, и сильный духом должен поддерживать немощного. Поэтому здесь муж и жена должны договариваться по любви (1 Кор. 7:5), как им выстроить свою плотскую и духовную жизнь.
Попросту говоря, если один супругов темпераментный, то второй должен ему помочь "сжигать страсть". Потому что иначе это может послужить поводом к блудным мыслям, к похоти на стороне, так как дьявол как рыкающий лев всегда рядом (1 Петра 5:8).
При этом не забывая и о церковной жизни, которая будет помогать усмирять плоть того из супругов, кто нуждается в телесной любви. Аскетизм в семейной жизни вырабатывается постепенно, и не нужно прыгать с головой в многодневные посты, занимаясь своим "персональным спасением", забывая о супруге. Это возможно делать без брака, а в браке - командная работа.
❓ Вопрос об ограничениях
Как уже было сказано выше, священник не может указывать семейной паре, как им быть наедине. Если есть такие священники, то это чаще всего люди с авторитарным мышлением, которые бесцеремонно раздают советы там, где этого не требуется, либо это нужно делать максимально тактично, если вдруг люди доверили ему эту важную и интимную часть своей жизни. И это проблема не только неопытных духовников, независимо от возраста и статуса (монашествующие или белое духовенство). Это проблема и самих людей, которые начинают в буквальном смысле "рисовать" графики, схемы, таблицы, ведь их больше волнует вопрос внешнего благочестия, чем то, как они чувствуют себя наедине с любимым и близким человеком.
❓ Так как же быть? Где чёткие и понятные ответы?
Ответ заложен в Библии. В книге Песнь Песней царя и пророка Соломона. Эти строки знакомы многим, но есть смысл их повторить.
Вот что чувствует любящий муж к своей жене:
"О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои - как два козленка, двойни серны; шея твоя - как столп из слоновой кости; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой - башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями. Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных (Песнь Песней 7:2-10).
Ощутили, с каким чувством это было пропето? Похоже, что эти строки в устах человека, который не знает, что будет делать с телом своей жены? Очевидно, что нет. Это горящие глаза, полные любви и вожделения, где всё тело супруги - храм. Будет он размышлять, где можно её целовать и трогать, а где нет? Или же он не видит никого, кроме неё? Всё лежит на поверхности.
А вот как реагирует жена на мужа, метафорически описывая своё тело, приготовленное для него:
"Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный" (Песнь Песней, 7:11-14)
И это лишь одна из глав, там есть и иные описания.
✅ Итог: для христианской пары главным объединяющим звеном является любовь, которая даëт импульс для верности, а верность даёт импульс к сильной страсти (в хорошем смысле) к супругу. Не будет верности в глазах, мыслях и поступках, не будет и страсти на ложе. Там, где чрезмерная аскетика, схематизм и "советы духовника", - там больше искушений у одного из супругов и риск прелюбодеяния. Страсть, не сожженная с мужем или женой, найдет выход на стороне в виде измены или порнографии.
Но и там, где чрезмерная плотская жизнь без духовной, - начинаются раздоры и опустошение.
Больше материалов на моем телеграм канале.