Конкурентная предпринимательская среда меняется из-за стремительного развития платформенной бизнес-модели. Известная всем линейная бизнес-модель или, как её ещё называют, «воронка продаж», которая десятилетиями была основополагающей формой ведения бизнеса, стремительно теряет свою актуальность.
По сути, она позволяла выстраивать четкий путь клиента от заинтересованности в товаре до его покупки. Согласно этой форме, чтобы привлечь внимание покупателя, продукт должен пройти через цепочку обязательных процедур, которые увеличивают его ценность. В эту цепочку входят действия по обработке исходного сырья, упаковке готового продукта, транспортировке и другие.
Изначально Google использовала линейную бизнес-модель, продавая рекламу в своей поисковой системе. Потом компания внедрила и платформенную модель, запустив Google Play, в рамках которой разработчики софта и владельцы мобильных устройств на Android начали активно взаимодействовать.
Особенности перехода от линейной бизнес-модели к платформе
1. От владения активами к сбору владельцев активами
В условиях конкурентной борьбы лидерами становятся те компании, которые обладают малыми, но крайне ценными активами. Это могут быть транспорт, недвижимость, оборудование и др, а также нематериальные активы – деловая репутация, товарные знаки, программное обеспечение.
Активы платформенной модели - это сообщество и ресурсы, которые принадлежат членам этого сообщества. Например, идеи, ценные сведения, недвижимое и движимое имущество. То есть главным активом при такой форме ведения бизнеса считается экосистема, в которой объединены производители и потребители продукта.
2. От внутренних процессов к организации внешних коммуникаций
Компании, работающие по линейной бизнес-модели, осуществляют внутреннюю оптимизацию, чтобы продукт приобрел ту ценность для покупателя, за которую он готов заплатить. То есть компании оптимизируют бизнес-процессы, связанные с получением сырья, технологией изготовления продукта и осуществлением его дальнейшей продажи.
Компании, работающие по платформенной модели, обеспечивают внешнее взаимодействие между производителем продукта и его потребителем. Важным аспектом в управлении платформой становится разработка эффективных стандартов, правил и сервисов. Платформа, предоставляя участникам сервисы, позволяет снизить стоимость производства продукта. Например, навигационный сервис в платформах по вызову такси сделал необязательным обучение водителей знанию города, что снизило затраты на их подготовку и сделало порог входа в профессию ниже.
3. От создания ценности для потребителя к созданию ценности для экосистемы
Линейная бизнес-модель предполагает работу на повышение ценности продукта для конкретных групп потребителей. Платформа предполагает формирование и кратное увеличение общей ценности всей экосистемы. Например, чтобы привлечь определенную группу участников, платформа субсидирует другую группу - так, когда платформа по вызову такси выходит в новый город, она оплачивает водителям целые смены, а не конкретные поездки, чтобы те находились в системе вне зависимости от количества заказов. Процесс цикличный и основан на обратной связи от потребителя.
Таким образом, переход к платформенной бизнес-модели означает ряд принципиальных изменений в бизнес-логике предприятия. С новой моделью предприятие занимается не производством продукта, а сбором участников, которые производят и потребляют продукт, и обеспечением их коммуникации. В отличие от традиционного бизнеса, процессы оптимизации которого направлены внутрь, платформа всегда нацелена на развитие внешних взаимодействий.
О нас
Мы в компании Platformic занимаемся разработкой и внедрением платформенных бизнес-моделей и построением цифровых экосистем.
Давайте знакомиться - переходите на наш сайт или в мессенджеры (Telegram и WhatsApp, телефон +7 958 578 24 20).