Начну с сухой проверки (по неназванной вам, читатель, догадке).
Стихотворение «Пушкин» Леонид Филатов написал в 1984 году. Когда и чем он заболел и умер? – Смотрим. – Википедия: в 1993 – инсульт, в 1997 – пересадка почек, в 2003 – умер. Но.
«Проблемы со здоровьем у Леонида Алексеевича начались с ранних лет. Сам он нередко называл болезнь роком, вмешивающимся в его судьбу. Так, например, в 80-м году Филатову в театре предложили сыграть Раскольникова. У актера долго не было до этого серьезных ролей, и он с головой погрузился в репетиции, думая о том, что наконец-то наступил его звездный час. Но внезапно перед премьерой у Филатова пропал голос. Помочь могла только операция на голосовые связки…
Прошло два года, прежде чем Филатову предложили новую интересную роль — Тригорина в «Чайке». И вновь помешала болезнь: на одной из репетиций у актера внезапно отказала левая нога…» (https://www.vokrug.tv/article/show/16722531111/).
В общем, обычное дело. Жизнь устроена плохо. Есть болезни и смерть. Если человек тонкий, то от этого и весь Этот мир – никуда не годен. И тогда в подсознание входит один из вариантов ницшеанства – бежать вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, радость от которого только одна – суметь дать образ этого принципиально недостижимого и тем как бы его достичь. Филатовское подсознание выбрало вариант сюрреализма – это когда торжествует случайность высказывания, попирающая временную последовательность, господствующую в Этом мире.
ПУШКИН
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане.
.
Полно, слышишь этот смех?
Полно, что ты, в самом деле?!
Самый белый в мире снег
Выпал в день твоей дуэли.
.
Знаешь, где-то там вдали,
В светлом серпантинном зале
Молча встала Натали
С удивленными глазами.
.
В этой пляшущей толпе,
В центре праздничного зала,
Будто свечка по тебе,
Эта женщина стояла.
.
Встала и белым-бела
Разом руки уронила,
Значит, все-таки, была,
Значит, все-таки, любила!
.
Друг мой, вот вам старый плед!
Друг мой, вот вам чаша с пуншем!
Пушкин, Вам за тридцать лет,
Вы совсем мальчишка, Пушкин!
.
Тает желтый воск свечи,
Стынет крепкий чай в стакане,
Где-то там, в седой ночи,
Едут пьяные цыгане…
1984
Можем проследить за этим попранием, как это сделал Выготский в «Психологии искусства» с событиями в «Лёгком дыхании» Бунина, тоже ницшеанском произведении.
«Попробуем обозначить все события, нашедшие место в этом [стихотворении], в том хронологическом порядке, в каком они действительно протекли или могли протекать в жизни» (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav_7.htm).
Схема диспозиции
I. Пушкин
А. Первый раз видит Натали («где-то там вдали, / В светлом серпантинном зале / Молча встала Натали / С удивленными глазами»).
Б. Задумался в ночь перед дуэлью («Тает желтый воск свечи, / Стынет крепкий чай в стакане»).
II. Всезнающий и вездесущий повествователь
a. Видит, что Натали, увидев Пушкина, особенно отнеслась к этому («Встала и белым-бела / Разом руки уронила, / Значит, все-таки, была, / Значит, все-таки, любила!»).
b. Предвидит, что из-за Натали Пушкин будет убит («В этой пляшущей толпе, / В центре праздничного зала, / Будто свечка по тебе, / Эта женщина стояла»)
c. Видит, что в ночь перед дуэлью пошёл снег («Самый белый в мире снег / Выпал в день твоей дуэли»).
d. В ночь перед дуэлью видит цыган, едущих сквозь пошедший снег («Где-то там, в седой ночи, / Едут пьяные цыгане»).
e. Успокаивает Пушкина в ночь перед дуэлью («Полно, слышишь этот смех?», «Друг мой, вот вам старый плед! / Друг мой, вот вам чаша с пуншем! / Пушкин, Вам за тридцать лет, / Вы совсем мальчишка, Пушкин!»).
Схема композиции
Можно сказать, что я неправомерно подражаю исследованию Выготского. Он его применил, чтоб наглядно продемонстрировать, что самое страшное слово «застрелил» (L по диспозиции) затерялось, среди композиции.
Эта затерянность выражена 4-мя ветвями, сходящимися на букве L. Это среднее число.
По 2 ветви у 12-ти букв, по 4 – у 7-ми букв, по 6 – у 1-ой буквы.
Бессмысленность жизни выражена, повторяю, затерянностью: 4 ничем не выделяется из 2, 4 и 6. В этом тоже выражается гениальность Бунина.
У Филатова такого нет, даже наоборот: утешение (е - на диспозиции повествователя) у него обрело максимум ветвей: по 2 ветви у 4-х букв, по 3 ветви у 2-х букв и по 4 ветви у 1-ой.
Так на то Филатов не гений. В работу подсознательного идеала вмешалось сознание, которому подсознательный идеал крайнего отчаяния не дан. И, как его лирическое "я" всё утешает, утешает и утешает Пушкина, так Филатов утешает и утешает себя, что он, как какое-то подобие Пушкину, останется в памяти людей.
Да. Ибо это не графоманское произведение.
2 января 2022 г.