Найти тему
Виктория Гора

Как зарождается "надо". Подготовка к школе и жизни

Что такое это взрослое надо, когда, в какой момент, и за счёт каких факторов оно вырастает из младенческого хочу? Свое надо, собственное. Не мама сказала, а я поорал и смирился, потому что она тут главная. Не учитель заставил запугав двойками. Сам знаю, сам решил, сам сел и сам потрудился. Откуда это берется? Почему у кого-то не берется? Почему у кого-то взялось в пять, а у кого-то и в пятнадцать следа нет?

Возьмём как пример моего сына в до школьном возрасте. Погода отличная, долго гуляли. Вспомнили, что магазин скоро закроется, а на завтрак нет хлеба. Нужно спешить. Денис, иди быстрее! Нет эффекта. Быстрее! Безрезультатно... Денис, а давай ты будешь быстрый гепард?! И о чудо - ребенок, который до этого плелся сзади, отставая с каждым шагом, вдруг мчится впереди! Оказывается он мог?! Выходит, издевался?!!! 

Нет, не издевался. Просто как уставший Денис он действительно не мог быстрее. А как гепард - смог. А почему? А потому что таковы правила игры.

Смотрите какая штука. Чем младше ребенок, тем меньше он способен к самоанализу и самоконтролю. Но в описанном выше случае ребенок вполне контролировал себя, осознанно меняя свое поведение когда? Тогда, когда над ним главенствовал ОБРАЗ. Денис - Денис мог только плестись и ныть, Денис - гепард бежит быстро, потому что все гепарды такие. Ребенок вроде бы контролирует себя сам - но не совсем. На самом деле контролирует его та роль, которую он сейчас на себя берет. Вот она, промежуточная ступень. От делаю только то, что хочу, что, образно говоря, левая пятка захотела, куда минутный импульс погнал - до осознанного изменения поведения в зависимости от цели. 

Этот интересный феномен многократно исследовали. Например, просили ребенка постоять на одной ноге. Сначала просто просили, потом - предлагали представить себя аистом. Вы, наверное, уже угадали, что происходило - "аист" стоял гораздо дольше просто Васи. Сам Вася себя контролировать столько времени не мог - а аист мог. 

Именно эта промежуточная ступень сформировалась в сюжетно-ролевой игре. В той части жизни, в которой ты то пожарный, то многодетная мать, то клоун, то котенок, а то страшный монстр. Первые попытки менять свое поведение осознанно лежат именно в плоскости игры. Даже самостоятельной. Игры со сверстниками - многократно! Полицейский вполне может внезапно злодейски захохотать и превратиться в преступника. Но скорее всего дальнейшую игру ему придется организовывать самостоятельно, потому что мы так не договаривались. Хочу в совместной игре - всегда компромиссно. Все хотят быть прекрасными принцессами и храбрыми супергероями одновременно - но игра исключительно с такими прекрасными героями скучна, и все участники это понимают. Поэтому ну да, хотелось бы, но не в этот раз. Так надо.

- Умение сознательно модифицировать свое поведение. 

- Умение контролировать окружающих и себя.

- Умение искать компромиссные решения. 

- Умение договариваться, аргументировать свою позицию. 

- Умение соблюдать договоренности. 

Это приобретения психики, образовавшиеся в результате богатого игрового опыта. 

-2

 Кто играл, долго играл, хорошо играл, насыщенно играл - надо понимают. Кто вступил в игру вовремя, по возрасту. Кого проблемы в развитии не задержали со стартом, а потом не помешали полноценному общению со сверстниками. Кто успел, в общем - тот "готов" . 

Кто "не готов" - тому надоело и пошел. Среди урока. Разозлился и дневник с двойкой порвал, и учителю в лицо. На уроке захотел поговорить - и поговорил. Хочу, хочу, хочу! Где надо? Нет, не слышали. Не знаю. Нет опыта.

Так что, выходит, лучше всего к школе готовит не тот садик, который за парту в три года сажает, а тот, который игру культивирует. А лучшая подготовка к школе - та, где играют в подвижные игры с правилами и настольные. 

-3

Увы и родители и современные педагоги часто не понимают необходимость игры. А бывает и не могут обеспечить. К сожалению в современном мире организация правильного игрового детского опыта требует жертв. Не столько материальных, сколько энерго, психо и время затратных. Без игры жить и развиваться можно, вырасти нормальным человеком можно. Но с ней - легче. В том числе в школе. Да и вообще в жизни.

#игры #подготовкакшколе #развивашки #подготовишки #педагогика #дошкольник

-4