Найти в Дзене
Умному недостаточно

"Аталанта". Удивительные превращения сценария или Мастер-класс от Жана Виго

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Интересно сравнить первый вариант сценария с тем, что мы видим на экране. В оригинальном сценарии так: «Во главе кортежа (свадебного) мы подходим к судну. На шаланде папаша Жюль и мальчик встают. Мальчик бросается к лестнице и возвращается с огромным букетом. Затем бегом направляется к сходням, у которых остановился кортеж.

Подойдя к Джульетте и вручая ей букет, он говорит: «Счастливой вам жизни на борту «Аталанты». Взволнованная, она наклоняется к мальчику и целует его.

Кортеж орёт: «Да здравствует новобрачная!»

Тем временем папаша Жюль приближается к хозяину Жану: «Отплываем тотчас, хозяин?» Немного рассеянно Жан повторяет: «Отплываем? — и затем уже иным тоном: «Ты ведь знаешь, папаша Жюль, что приказ компании — это приказ!»

Молодожёны медленно поднимаются на «Аталанту». Их руки сплетены.

Концы отданы, они падают в воду, обрызгивая некоторых женщин, которые при этом взвизгивают.

«Аталанта» отходит от берега. За рулём папаша Жюль.

Приветственно машут руки. Колышутся платки. Обнявшись, молодожёны видят, как берег понемногу удаляется и исчезает за поворотом».

А теперь пересмотрите / посмотрите начало фильма, — вы будете удивлены. Как будто, похоже, и всё же — другое. То есть, по другому.

Виго вместе с актёрами придумывает множество деталей, которые наделяют сцену огромным обаянием, вольным дыханием, и делают её совершенно своеобразной, чудесной.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Папаша Жюль с юнгой сбегают из церкви, чтобы подготовить новобрачным достойный приём. По пути папаша Жюль подхватывает своих драгоценных кошек, не забывая поучать Малыша. Вот и молодые идут! Папаша начинает играть на гармошке, Малыш пляшет и случайно роняет в воду букет с цветами. Катастрофа! Помощник капитана на все корки честит юнгу, тот срывается с места и бежит собирать новый букет! Он срывает колоссальных размеров стебли и весь обвешанный ими, точно юный дриад, спутник Вакха, спешит на баржу под крики папаши Жюля: «Они близко! Они близко!» (Замечу, что сам папаша в это время кормит кошек).

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Юнга замечает в воде прибившийся букет, бросает собранный венок, вылавливает мокрые цветы, восторженно машет ими над головой (капли разлетаются веером), подгоняемый бурными криками папаши Жюля, вручает-таки букет прелестной Джульетте. Ну и пусть с него капает вода, зато молодожёны рады.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

«Всё в порядке, хозяин?» — интересуется первым делом папаша Жюль.

«Конечно, ты же сам знаешь», — отвечает капитан.

«Тогда я пошёл прогревать движок», — ответ папаши Жюля.

И тут же крупный план ошеломлённой Джульетты с букетом в руках, которая ещё мгновение назад мило улыбалась. Вот так, мгновенно и категорически меняется её жизнь. Как же это осознать? На это требуется время, но Жан Виго его не даёт: ни новобрачной, ни гостям, ни нам, зрителям. Между тем уже на барже Жан деловито переодевается в рабочую одежду, а кортеж в оцепенении, в прострации. Ни слова, ни жеста. Неужели они рассчитывали на угощение?! Куда там!

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

И абсолютно замечательный способ доставки Джульетты на палубу «Аталанты» — она обхватывает грузовую стрелу, которую придаёт ускорение вездесущий папаша Жюль. И тут не выдерживает мама новобрачной, с криками: «Джульетта! Джульетта!» бросается она к причалу. И папаша Жюль принимает её в свои объятья: «А вот и я. Вот и я!», целует, вручает цветы, отбирает цветы и перелетает на той же стреле на палубу.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Под пыхтенье движка «Аталанта» отчаливает. Джульетта бродит по судну. Её муж подбрасывает фуражку и кричит немому и смешному застывшему кортежу: «Счастливо! Прощайте!»

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Удивительно живая, и смешная и трогательная сцена. Вот каким искусным мастером был Жан Виго уже в двадцать восемь лет.

И далее сцена о которой шла речь в предыдущей статье: с расцарапанной щекой Жана и внезапной податливостью Джульетты, её проснувшейся чувственностью. А перед этим она довольно долго идёт по барже, как будто ещё не веря, что — не убежать, не сойти, кругом вода! И вот девушка доходит до рулевого колеса, за которым папаша Жюль. Стоп, дальше идти некуда. И тут замечательный план женщины с ребёнком на берегу, которая осеняет себя крестным знамением, глядя вдаль. И прекрасная, нежная музыка Мориса Жобера. Чистая поэзия. Таков весь фильм.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Жан Виго. Жизнь и фильмы