Интересно сравнить первый вариант сценария с тем, что мы видим на экране. В оригинальном сценарии так: «Во главе кортежа (свадебного) мы подходим к судну. На шаланде папаша Жюль и мальчик встают. Мальчик бросается к лестнице и возвращается с огромным букетом. Затем бегом направляется к сходням, у которых остановился кортеж.
Подойдя к Джульетте и вручая ей букет, он говорит: «Счастливой вам жизни на борту «Аталанты». Взволнованная, она наклоняется к мальчику и целует его.
Кортеж орёт: «Да здравствует новобрачная!»
Тем временем папаша Жюль приближается к хозяину Жану: «Отплываем тотчас, хозяин?» Немного рассеянно Жан повторяет: «Отплываем? — и затем уже иным тоном: «Ты ведь знаешь, папаша Жюль, что приказ компании — это приказ!»
Молодожёны медленно поднимаются на «Аталанту». Их руки сплетены.
Концы отданы, они падают в воду, обрызгивая некоторых женщин, которые при этом взвизгивают.
«Аталанта» отходит от берега. За рулём папаша Жюль.
Приветственно машут руки. Колышутся платки. Обнявшись, молодожёны видят, как берег понемногу удаляется и исчезает за поворотом».
А теперь пересмотрите / посмотрите начало фильма, — вы будете удивлены. Как будто, похоже, и всё же — другое. То есть, по другому.
Виго вместе с актёрами придумывает множество деталей, которые наделяют сцену огромным обаянием, вольным дыханием, и делают её совершенно своеобразной, чудесной.
Папаша Жюль с юнгой сбегают из церкви, чтобы подготовить новобрачным достойный приём. По пути папаша Жюль подхватывает своих драгоценных кошек, не забывая поучать Малыша. Вот и молодые идут! Папаша начинает играть на гармошке, Малыш пляшет и случайно роняет в воду букет с цветами. Катастрофа! Помощник капитана на все корки честит юнгу, тот срывается с места и бежит собирать новый букет! Он срывает колоссальных размеров стебли и весь обвешанный ими, точно юный дриад, спутник Вакха, спешит на баржу под крики папаши Жюля: «Они близко! Они близко!» (Замечу, что сам папаша в это время кормит кошек).
Юнга замечает в воде прибившийся букет, бросает собранный венок, вылавливает мокрые цветы, восторженно машет ими над головой (капли разлетаются веером), подгоняемый бурными криками папаши Жюля, вручает-таки букет прелестной Джульетте. Ну и пусть с него капает вода, зато молодожёны рады.
«Всё в порядке, хозяин?» — интересуется первым делом папаша Жюль.
«Конечно, ты же сам знаешь», — отвечает капитан.
«Тогда я пошёл прогревать движок», — ответ папаши Жюля.
И тут же крупный план ошеломлённой Джульетты с букетом в руках, которая ещё мгновение назад мило улыбалась. Вот так, мгновенно и категорически меняется её жизнь. Как же это осознать? На это требуется время, но Жан Виго его не даёт: ни новобрачной, ни гостям, ни нам, зрителям. Между тем уже на барже Жан деловито переодевается в рабочую одежду, а кортеж в оцепенении, в прострации. Ни слова, ни жеста. Неужели они рассчитывали на угощение?! Куда там!
И абсолютно замечательный способ доставки Джульетты на палубу «Аталанты» — она обхватывает грузовую стрелу, которую придаёт ускорение вездесущий папаша Жюль. И тут не выдерживает мама новобрачной, с криками: «Джульетта! Джульетта!» бросается она к причалу. И папаша Жюль принимает её в свои объятья: «А вот и я. Вот и я!», целует, вручает цветы, отбирает цветы и перелетает на той же стреле на палубу.
Под пыхтенье движка «Аталанта» отчаливает. Джульетта бродит по судну. Её муж подбрасывает фуражку и кричит немому и смешному застывшему кортежу: «Счастливо! Прощайте!»
Удивительно живая, и смешная и трогательная сцена. Вот каким искусным мастером был Жан Виго уже в двадцать восемь лет.
И далее сцена о которой шла речь в предыдущей статье: с расцарапанной щекой Жана и внезапной податливостью Джульетты, её проснувшейся чувственностью. А перед этим она довольно долго идёт по барже, как будто ещё не веря, что — не убежать, не сойти, кругом вода! И вот девушка доходит до рулевого колеса, за которым папаша Жюль. Стоп, дальше идти некуда. И тут замечательный план женщины с ребёнком на берегу, которая осеняет себя крестным знамением, глядя вдаль. И прекрасная, нежная музыка Мориса Жобера. Чистая поэзия. Таков весь фильм.