Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Avec amour et acharnement (2022, Both Sides of the Blade): Любишь кататься, люби и саночки возить

Оглавление

*нюансы названия: англоязычная версия названия звучит как Both Sides of the Blade (Обе стороны лезвия), французская – Avec amour et acharnement (С любовью и упорством). Локализация назвала этот фильм “С любовью и яростью”. Французское acharnement – “неистовство”, “остервенение”, “настойчивость”, решили перевести как “страсть”. И это, на мой взгляд, смещает фокус с настоящей проблемы в фильме. Можно подумать, что где-то в сюжете кроется любовь, желание быть вместе и теплота. Изначальный вариант названия на английском языке звучал как Fire (Пламя). Пошло и безвкусно.

***

Постер к фильму "С любовью и яростью” (2022)
Постер к фильму "С любовью и яростью” (2022)

Французская драма “С любовью и яростью” поставлена французским режиссёром и сценаристом Клэр Дэни (Claire Denis). Для меня это первая её работа. Похоже, для знакомства с творчеством автора я выбрала неудачную вещь.

Не получилось, как с Лукасом Донтом, который покорил меня первой же драмой и сподвиг в тот же день изучить всё портфолио.

Драма “С любовью и яростью” получила Серебряного Медведя (the Silver Bear) на Berlin International Film Festival 2022 в номинации “Лучший режиссёр”.

Кстати, ещё один её фильм 2022 года – “Звёзды в полдень” (Stars at Noon) – получил Grand Prix на фестивале в Каннах (2022 Cannes Film Festival). Она как раз разделила эту высокую награду с Лукасом Донтом за его картину “Близко” (Close).

Сюжет фильма “С любовью и яростью”

Главная героиня фильма – женщина средних лет Сара, радиоведущая, которая поднимает серьёзные темы в своей передаче. Она общается с учёными, которые занимаются проблемами расизма, стран третьего мира. В личной жизни у неё поверхностный порядок. Она живёт с Жаном. Они ездят в отпуск, у них живая сексуальная жизнь и есть привычка проговаривать непонятные моменты.

Однажды, после совместного отпуска с Жаном, Сара выходит на работу и вдруг видит на улице своего бывшего любовника Франсуа. Чувства накрывают её.

Причём этот фильм очень отражает современность. Он показывает ковидные будни. Люди носят маски, бабушка напоминает внуку захватить маску, когда он бежит на улицу. На первый план здесь выходят проблемы чернокожих и арабов, стереотипное мышление, связанное с ними. В какой-то момент и Жан приравнивает себя к ним. В его высказывании слышится усталость от того, как ему несладко из-за проблем с судимостью – у него права сошли к минимуму, как у арабов и чернокожих в другой стране.

Мысли о фильме после просмотра

Если честно, то странно смотреть фильм о таких отношениях от титулованного режиссёра. Взрослые люди ведут себя как подростки, которые только вступают во взрослую жизнь и учатся быть в отношениях. Между ними нет никакой химии, они не нуждаются друг в друге, словно просто находятся вместе, чтобы не быть в одиночестве. При этом они с лёгкостью забывают о том, что существует ещё кто-то кроме них.

Создаётся впечатление, что портретные характеристики действующих лиц созданы лишь для того, чтобы оправдать их действия. Самый минимум. Сара – симпатичная, хорошо сохранившаяся дама, с красивым телом, принимает свой возраст и не боится его. Она спит обнажённая, с готовностью принимает внимание и мужа, и любовника. У неё нет сомнений в своей женской силе. За страсть в этом фильме отвечает она. Причём в чистом виде, без заботы и глубинных переживаний. Love, fear, getting wet (любовь, страх, возбуждение) – вот её главные черты.

Франсуа и Сара
Франсуа и Сара

Франсуа где-то до середины фильма был как фантом. О нём только вспоминали Сара и Жан. С её слов зрителю дали понять, кто он (друг Жана и, похоже, из-за него Жан попал в сложную ситуацию в своей жизни), как она к нему относится и как к нему относится Жан. Франсуа вплывает в фильм, как неприятный образ в неприятном сновидении, и портит всё, что было до этого. Симпатичный внешне, но становящийся всё противнее с каждым словом.

Жан в этой истории является самым богатым на характеристики персонажем. Он был спортсменом, занимался рэгби. У него была темнокожая жена, родился сын Маркус. Но что-то у него случилось в жизни (предположительно из-за Франсуа, если опираться на реплику Сары “Но в тюрьму сел ты, а не он!”). Имея тюремный срок, сейчас Жан не может устроиться на работу, у него нет кредитной карты, так что деньги постоянно приходится просить у Сары, и жить в её квартире. Его 15-летний сын находится на попечении пожилой матери, с которой он живёт в пригороде Парижа Витри. Маркус не стремится налаживать отношения с отцом, словно того и нет вовсе, а мать постоянно жалуется, что ей не хватает сил следить за взрослеющим парнем.

Жан и Сара
Жан и Сара

Каждого из троих действующих лиц в этом треугольнике объединяет общее равнодушие к чувствам других. Они исключительно движутся на своих каких-то мыслях. Если здесь и начинается диалог, то выглядит он как зачитывание приговора тому, с кем разговаривают. Сара хочет секса, Жан хотел бы вернуть потерянную жизнь (работать и снова стать дееспособным), Франсуа хотел бы поразвлечься, особенно если бывшая не возражает.

Фильм получился душным и крайне тяжёлым. В нём много крупных планов. Нам показывают лица Сары, Жана и Франсуа, когда они говорят, фокус камеры их практически размывает, чтобы нам стало на 100 процентов видно, что чувств нет. В какой-то момент начинаешь задыхаться от этих людей на экране и задаваться вопросом: “Зачем нас пустили в их спальню, ведь это не реалити-шоу?”.

Натуралистичности придаёт искусная операторская работа Эрика Готье (Eric Gautier). Он показывает резкие выразительные кадры с переплетёнными пальцами, движения тел в сексуальном запале, извергающих глубокие, неконтролируемые стоны. В объективе Готье персонажи окружены огнём страсти, а она, кажется, не позволяет им обращать внимание на общество и его стремление всё категоризировать.

У меня возникла в голове пословица “Любишь кататься – люби и саночки возить" после просмотра фильма. Сара озабочена тем, чтобы Жан любил её, она страстно желает, чтобы Франсуа спрашивал о ней у Жана, её возмутило, что Франсуа не знал, вместе ли она с Жаном. Сложилось впечатление, что это самая первая и вообще единственная забота для неё – знать, что о ней кто-то где-то говорит. Она с лёгкостью переходит от одного мужчины к другому и не скупится на признания в любви для обоих. При этом сама ничего вразумительного не делает, чтобы заслужить с их стороны уважение в дополнение к готовности заняться сексом. А в целом они все, и Сара, и Жан, и Франсуа, совершили в своей жизни поступок, наложивший отпечаток на их настоящее, но забыли об ответственности. Сара беспечно хотела сменить одного любовника на другого, вечно веселиться и ничего больше не делать.

Надменный получился фильм. Чрезмерная охрана своих границ главными действующими лицами, которые не приемлют вторжения других, теплоты и уступок. Они носят на лицах вместе с “ковидной” маской маску презрения вообще к миру.