Найти тему

Почему Красная Армия так долго не могла освободить Белоруссию

Уверен, что многие удивятся такому заголовку. Как это долго? Ведь всем грамотным людям хорошо известно, как Красная Армия в ходе операции «Багратион» стремительными ударами разгромила немецкие войска в Белоруссии, после чего началось освобождение Европы. Угадал? Вы так подумали?

Тогда вопрос. Уверен, что столь же хорошо вам известно, как после битвы на Курской Дуге, советские войска перешли в стремительное наступление и вышли к Днепру. После чего началось освобождение Украины. Которую почти полностью и освободили аккурат к началу операции «Багратион». Однако, у Курской Дуги было две стороны. И если с южного фаса советские войска начали операцию «Румянцев», после которой и началось освобождение Украины, то ведь была ещё и операция «Кутузов». А ещё была менее известная операция «Суворов». Если в первой освобождали Орёл, то во второй Смоленск.

Словом, пока наши войска с одной стороны выдвигались к Украине, в тоже самое время другие наши войска выдвигались к Белоруссии. Ведь первыми вышли к Днепру и форсировали его части Центрального фронта генерала Рокоссовского. Только далее двигались они в ином направлении, брали Чернигов, а затем и вышли к Гомелю. С другой стороны, освободив Смоленск, вошли на территорию Белоруссии войска Западного и Калининского фронтов. То есть освобождение Белоруссии, которая значительно меньше по территории, началось одновременно с Украиной. При этом, к началу операции «Багратион», почти через год, наши войска так и не освободили бо́льшую часть территории республики.

Судите сами, чтобы убедиться, подойдёт любая карта операции «Багратион».

-2

При этом ведь нельзя сказать, что на том участке фронта были лишь бои местного значения.

С начала октября 1943 года до апреля 1944-го Калининский и Западный фронты вели наступление на Полоцк, Витебск, Оршу. Потери в этих наступательных операциях по самым минимальным подсчётам составили около трёхсот тысяч человек убитыми и ранеными. Но существенно продвинуться вперёд и взять упомянутые города наши войска не смогли.

Центральный фронт в ноябре начал наступление уже на белорусской земле, в результате которого был освобождён Гомель. В феврале войска Рокоссовского смогли освободить Рогачёв. Я не занимался подробно изучением этих операций, которые стоили нам ещё сотню тысяч убитыми и ранеными, но даже беглое знакомство с планами показывает, что целью наступления фронта был Бобруйска, с дальнейшим ударом на Минск.

Вот, для примера, карта советского периода с планами на весну 1944 года. Хорошо видно направление удара Белорусского фронта генерала Рокоссовского.
Вот, для примера, карта советского периода с планами на весну 1944 года. Хорошо видно направление удара Белорусского фронта генерала Рокоссовского.

Надо ещё вспомнить Полесскую наступательную операцию, проводившуюся специально под неё созданным 2-м Белорусским фронтом. Формально она относится к освобождению Украины, целью наших войск был Ковель, который так и не взяли, но частично это наступление захватывало и Белоруссию. Лучше всего итоги операции характеризует то, что управление фронта расформировали, а его войска передали Рокоссовскому.

То есть, наши войска несколько месяцев пытались Белоруссию освобождать, но результаты были весьма скромными, особенно в сравнении с потерями. Бои под Витебском так вообще были очень уж похожи на Ржевскую битву, которые войска тех же фронтов вели ранее.

В чём же причины неудач? Почему за время, когда освободили огромную Украину, в Белоруссии почти не продвинулись. Ответ есть и от командования фронтов, поскольку, понятно, что таким вопросом задавались в Москве, и от тех, кто разбирался на местах.

Во-первых, очень тяжёлая для наступления местность.

Во-вторых, мало сил.

Ну и поскольку часть руководства фронтов и армий сняли — это в-третьих.

По поводу местности, трудно не согласится, белорусские леса и болота известны хорошо. Правда как-то мешает непонятно откуда из подсознания всплывающая фраза о том, что русский солдат везде пройдёт. А ещё вспоминается, как Гот и Гудериан в 41-м стремительным броском брали Бобруйск, Витебск, Борисов и т.д.

А вот по поводу нехватки сил, трудно не согласиться. Только с одной оговоркой. Мало сил говорить неправильно, ибо мало подразумевает, что у другой стороны их много. Правильнее говорить, недостаточно много сил имели наши войска. Того существенного преимущества в силах, которое наши войска имели, было недостаточно, чтобы сломить сопротивление немцев, проломить их оборону.

А вот к началу Белорусской наступательной операции, более известной как «Багратион», преимущество над немцами создали действительно подавляющее. Недаром, к наступлению готовились долго, а не как обычно — если послезавтра все войска должны прибыть, значит завтра наступаем.

Даже если брать официальные данные, то наши войска в боевых частях имели 1 670 300 человек, 5818 танков и САУ, 40 870 артиллерийских орудий и миномётов, 6792 самолётов без учёта дальней авиации. У немцев же указано 486 493 человек, 570 танков и штурмовых орудий, 3236 артиллерийских орудий и 602 исправных самолёта. Многие цифры явно вызывают вопросы, но не суть. Зато преимущество наше показывают хорошо.

Я, сейчас подумал, что неплохо было бы посмотреть более конкретно, с какими силами наши войска начали операцию «Багратион» и что немцы могли им противопоставить. Займусь этим. Если кто-то захочет помочь, то буду рад. Пишите на почту nwt@nweb.su

Ну а кто помочь не хочет, ждите публикации, и не забудьте подписаться. Пока же могу предложить вам мою статью:

Цена операции «Багратион»