Наконец, посмотрел «Сердце Пармы». Долго откладывал, предвидя (исходя из прошлого печального опыта), что это может быть… Ну, и что? Ожидания оправдались!
Сразу скажу, что это довольно редкое по нашим временам относительно качественно снятое около-историческое фэнтези, плюс непрямая, и оттого крайне сильная и опасная пропаганда… Но чего? Об этом и поговорим!
Бывают работы много хуже по качеству, и тут уж без разницы какие идеи пытались в эти фильмы вложить, там их и не разглядеть. А этот фильм наполнен весьма достойными актерскими работами, захватывающими боевыми сценами, за которые не стыдно, как это обычно бывает, также редкой работой операторов, художников по костюмам и вообще визуальному образу той эпохи, а ещё имеется музыкально-звуковая дорожка – коя выше всяких похвал…
И тем не менее я скажу в итоге: в целом фильм, являясь яркой страницей нашего исторического кинематографа (очевидный рост качества), в идейном же плане — остаётся вредным. И тут уж получается так, что чем выше качество – тем хуже для общества, для нас с вами… И если вы не смотрели этот фильм, то немного потеряли….
Ведь фильм идейно стоит в том же ряду, что и основная линия нашего исторического кино: от трешевого «Викинга» до какой-нибудь «Зои»… И это не только и не столько очернение нашего прошлого, выворачивание идей в угоду трендам, но и наполнение культурного пространства ложными и болезненными идеями…
Хотя, впрочем, оно уже и наполнено ими, художник же здесь — только зеркало эпохи (но не древней, а нашей, мимотекущей)…
Ну и чего иного было ожидать?! Все в мире расписано, всё давно предрешено… Культурой и кино как раз и в мире и у нас заняты именно либералы, а кто платит, то и «танцует» зрителя… (Тут жирный намёк на «Фонд Кино»).
* * *
Что я имею в виду? Все основные идеи фильма выстроены, в общем, по откровенно «либеральной» повестке, за которую отвечает и князь пермяков, отдавший сердце колдунье, и язычники вогулы в союзе с иными иноверцами – от татар до скандинавов…
И они противостоят т.н. «консервативным ценностям» в лице московитов и идеологии «Москвы — Третьего Рима» Ивана IV (Федор Бондарчук). И те и другие в фильме представлены равно кровожадными. Рефлексирует и имеет представления о милосердии только мудрый полу-язычник полу-христианин «от еретик» князь пермяков Михаил (Александр Кузнецов) и простоватый епископ (Евгений Миронов).
В целом, больше всего симпатии в фильме «Сердце Пармы» вызывают именно язычники и полу-христиане, противостоящие Москве, хотя и тех фильм далеко не идеализирует.
Москва же в сём фильме – это прежде всего неодолимая сила, черпающая свою мощь в «боге Израилеве», что особо подчёркивается и символическими чудесами, творимыми епископом, выступившим в битву с грозой (сцена с установлением креста, вместо поверженного молнией), а также – молитвами дьяка в подожжённом язычниками храме (весьма эмоциональная сцена!), в коих перечисляются иудейские пророки, чьи имена весьма экзотично звучат среди снегов Пармы…
Только в сем, по фильму, и есть духовная сила Москвы Ивана IV, а также оправдание жестокостей, творимых московитами. Если где и представлен кинематографическим языком «позитив» кровожадных москалей, то только в сей опоре на такую вот «веру», а то уж совсем было бы: «увы и ах»!
С другой стороны образ язычников, за коих в целом стоят симпатии и кино, а значит и зрителя, – по сути ничуть не лучше… Во-первых, они – почти все (ну, кроме эльфийских скандинавов) – разумеется сатанисты, поклоняющиеся бесам, силам природы и жаждущим крови идолам, коим – куда уж без этого! это как суп без перца! – приносятся в жертву добрые христиане. С этой рвотной картины и начинается фильм…
То есть – да! Средствами кино можно вызвать симпатию и к тем, кто проносит человеческие жертвы, заключает браки между детьми (тоже либеральный тренд нашего времени, и тоже оправдываемый ссылками на т.с. «традицию»).
Ну да, приносят в жертву… Но московитов же, а значит захватчиков «ридной краины» и крестителей, повергающих «ридных богов»… Это ничего! Так и нужно! (сарказм). Да и детские браки были же у язычников, гляньте как это красиво! Времена-де такие! Давайте-де к нам, у нас весело! У нас есть и весьма симпатичная чародейка леса – Ламия, обращающаяся в рысь! Эдакая вогульская голая Анастасия в снегах…
Вот в этом то и есть главный конфликт фильма: «симпатичные» людоеды-язычники, вогулы непонятной расы (в фильме они толи финны, толи монголоиды), в союзе с оязычившимися еретиками, татарами-мусульманами и эльфийскими скандинавами (либеральный фронт) противостоят малосимпатичным имперцам-иудеохристианам… И тут делаем вывод из фильма, Русь-Россия-СССР – это-де тюрьма народов, «империя зла». СУГС! (Где-то за кадром потирает потные руки т.с. либерал)…
Чушь, конечно, всё это… И исторически, и, главное, философски… Об этом и поговорим немного, и вначале тезисно, – хотя тема требует гораздо более основательного подхода…
1 тезис. Приносили ли язычники (что вогулы, что славяне) человеческие жертвы идолам? Разумеется, это просто историческая ложь и вражеская пропаганда. Единственный источник, как бы подтверждающий это, фрагмент из «Повести временных лет» о двух христианах, принесённых в жертву Перуну… Причём и тут не русскими, а как раз скандинавскими дружинниками (уже не эльфийскими). «Повесть…» – источник тенденциозный и не независимый, писанный монахом, да и он не смог найти чего-то более впечатляющего… Да и «Велесова книга» прямо говорит об этой вражеской лжи, о чём уже не раз нами говорено.
(Для тех кто до сих пор будто бык на красный цвет реагирует на "Велесову книгу", настоятельно рекомендую прочесть научные статьи на эту тему, ссылки в Содержании журнала, I часть). Блокировка этой темы в СМИ делается теми же силами, что и финансирует подобное кино.
2 тезис. Т.н. язычество, а на деле ведическая традиция – это-де только сельское «поганство», поклонения духам природы, лешим, да кикиморам и проч. То есть это-де религия, не подходящая для средневековых, да и современных государств, что республик, что монархий. Те, кто за это, – те против любой власти.
А значит, язычники – питательная среда для бунтов на национальной и религиозной почве. Но сие совсем не так. Даже наше разноликое язычество в целом патриотично и консервативно настроено, – не менее, чем любой другой слой общества…
Сельское же язычество – это вырожденный и гонимый вариант традиции. Были и есть мощные государства, даже разного рода исторические империи, где вера была и есть ведическая (достаточно привести в пример современную Индию). Да и традиция почитания царя-Спасителя (кстати, и Троицы) не принадлежит только христианству, – так же, как и многое иное, сие есть и в Ведах. И об этом говорено не раз.
И здесь замечу: источники летописные и саги дают довольно подробное описание как раз богатейших храмов той же Золотой Бабы... Да и языческая и весьма своеобразная археология Чердыни (украшения, наручи и проч. с сюжетами мифов) одна из богатейших на нашей земле, а в фильме она совсем не представлена.
3 тезис. Нашим кинематографистам следовало бы большее внимание обращать на подлинные источники традиции, а не на придумки современных зашоренных авторов, изучать философию отечественной традиции, ту же «Велесову книгу», «Веду славян» и проч. А в качестве ориентира брать богатейший опыт представления ведической традиции в индийском кинематографе. Я уверен, что в будущем у нас появятся фильмы и сериалы, где будет и князь Бус Белояр (ориентиры, например, индийский сериал «Викрам и Витал» или сериалы и Будде, о Махадеве и пр.). Будут и фильмы об иных героях славянской древности.
Только это, опора на подлинную традицию, вернёт уважение к нашей истории и культуре и в стране, и в мире. И поверьте, это неисчерпаемая «крыница» смыслов и сюжетов… Наше кино технически уже на сие способно.
Иначе мы так и будем ходить по кругу, раздувая выдуманные ворогами конфликты внутри страны, вместо того, чтобы искать то, что нас объединяет…
Подписывайтесь на резервные каналы:
В Ютубе: www.youtube.com/...rng В Rutube тоже начал давать видео
Во Вконтакте https://vk.com/id197571089 Телеграме t.me/AsovAlex:
* * *
Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon
Заказать книги Александра Асова можно в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".