Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологический анализ рассказов А.Грина. 61. "Далекий путь" (Горные пастухи в Андах)

«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)

Далекий путь (Горные пастухи в Андах), 1913

Сюжет:

Рассказчик путешествует в горной местности, в Андах, и встречает там, остановившись с гостинице, среди пастухов, охотников и рабочих с соседних поместий, своего соотечественника.

Тот рассказывает ему свою историю, как он попал сюда.

Звали его Петр Шильдеров и жил он в маленьком провинциальном городке, служил чиновником в казенной палате. У него была жена и двое детей. Однажды на глаза ему попала иллюстрация с изображением горных пастухов в Андах. Спустя некоторое время Шильдеров сделал решительный шаг: взяв сто рублей и сломанные золотые часы, сел на пароход и пустился в далекий путь. Так он добрался сюда, претерпевая разные сложности и преодолев препятствия. И теперь живет под новым именем, среди других людей.

Гриновское преломление движения «назад к природе».

Развитие темы дьявола (диавола) Оранжевых Вод: перед нами снова русские за границей. Но на этот раз это уже не беспомощный Иван Баранов, а скорее Бангок, которым становится российский гражданин Петр Шильдеров. Диас («диа» - второй) — новое имя Шильдерова. И Грин пытается сочетать в нем качества двух героев рассказа «Дьявол Оранжевых Вод».

«Я вспомнил тысячи безыменных людей, «плавающих и путешествующих», когорты авантюристов, проникающих в неисследованные местности, безумцев, возлюбивших пустыню, детей труда, кладущих основание городам в чаще лесов».

Скука. Цвет. Герой живет в скромном провинциальном городе, скучном и сером, где грязь, сугробы, пыль и болота. Исследователи утверждают, что Грин описывает родную Вятку. Не сложно уловить в этом описании влияние Достоевского (его «Белых ночей», когда его герой-романтик, рассуждая о зрительном облике города, с болью в сердце сетует на перекрашенный из светло-розового в желтый цвет дом, а также «Преступление и наказание», где тоже много негативных характеристик у желтого):

«Деревянные дома, выкрашенные в серую и желтую краску, напоминали бараки умалишенных», -

пишет вслед за Достоевским Грин. Это очень интересный факт. Ведь желтый цвет — цвет солнца, радости, тепла. Почему он приобрел в восприятии конкретного человека такую связь? Достоевский пишет: «У меня чуть не разлилась желчь по этому случаю...» Может быть, не на сам цвет смотрит великий русский писатель (смотрит и не видит), а слышит слово «желчь», вызывающее у него неприятные телесные ощущения, созвучное звучанию слова «желтый»?

А Грин просто прибегает к «литературной памяти» своего читателя?

Дети. Мотив чайлд-фри мелькает и в этом рассказе. У Шильдерова двое детей. Но он никак не озабочен их судьбой. «Мои дети — робкие и сварливые существа», - говорит он о них.

«Хныкали и жаловались друг на друга, что я почти не замечал их присутствия».

Главный ребенок здесь — сам Петр Шильдеров. Он сам еще пока ищет себя и пытается повзрослеть.

Грин очень подробно и методично описывает мыслительные механизмы, которые ведут героя к решению.

«Я должен стать другим человеком и жить другой жизнью».

Разбираясь в своих ценностях, он берет принцип противоположности, контраста. Вот какие противоположности обнаружил герой в своей жизни сейчас и той, которую он бы хотел:

«Моя жизнь протекает в сфере однообразия» «Ее следовало сделать разнообразной и пестрой» «Я жил принудительными занятиями» «Полное отсутствие принуждения или, в крайнем случае, работа случайная, разная — были бы мне по душе» «Унылое сожительство с нелюбимой семьей» «Милое одиночество или напряжение страстной любви, когда немыслимо бодрствовать без любимого человека» «общество, доступное мне, состояло из людей-моллюсков, косных, косноязычных, серых и трусливых мужчин» «их всех радостно променял бы я на одного, с неожиданными поступками и речами и психологией, столь отличных от знакомых моих» «известное, обычно для меня с момента рождения» «Неизвестное и неизведанное во всем, даже в природе» глухая русская равнина разнообразие земных форм Север Юг

«Отсутствие смягчающих переходов и всего, что может ослабить впечатление конечного результата, являлось необходимостью. Сеть, опутавшую меня, я должен был не распутать, а разорвать. Если к арестованному будет ходить каждый день начальник тюрьмы, твердя: «Скоро мы вас отпустим», - несчастный лишится доброй половины грядущего удовольствия — выбежать из клетки на улицу».

Да уж, есть люди, для которых дихотомическое мышление не когнитивное искажение, а реальность. Похожи, герой Грина относится к таким.

Сначала он отвечает на вопрос «что?», затем «как?». И это как — оказывается ...в картинке.

Картинка. Мотив картинки в этом рассказе — отголосок рассказа «На досуге» (1907, см. Анализ 6): там тюремный писарь рассматривает открытку со швейцарским видом. Здесь герой рассматривает иллюстрацию в книжке сына, взятую в школьной библиотеке. Описанию иллюстрации глазами героя Грин уделяет очень много внимания. Она и впечатление, которое она произвела, описаны подробнее, чем все приключения Шильдерова за границей.

«Теперь … вы узнаете, почему я живу здесь»,

- именно так говорит герой об этой картинке. Картинка кардинально меняет жизнь человека.

Читая это описания, я думала об оценке линий на наших рисунках, который мы рисовали на занятии в институте. Тогда я была обескуражена вытеснением из границ «так тоже правильно» нечетких, пунктирных неуверенных линий, нащупывающих форму, которое было сделано нашим преподавателем по арт-терапии Владимиром Николаевичем. В качестве того, как надо рисовать (и соответственно думать, жить и действовать) были названы четкие, однозначные линии, а вернее не линии — а одна линия, которая проводится сразу, не признавая конкурентов.

И вот именно этот образец и завораживает гриновского героя в рассказе:

«Знакомо ли вам очарование старинных рисунков? Секрет их особого впечатления заключается в спокойной простоте линий, выведенных рукой твердой, лишенной сомнений; рисующий был уверен, что изображаемое подлинно таково; с наивностью, действующей заразительно, руководствуясь лишь главными художественными впечатлениями, как рисуют до сих пор японцы, художник изображал листву деревьев всегда зеленой, стволы — коричневыми, голую землю — желтой, камни — серой, а небо — голубой краской».

«Несокрушимая ясность линий» - вот тот импульс, которым вооружается Шильдеров и по всей вероятности развития событий сам Грин.

«Я был здесь в области общих слов и понятий: гора, лес, человек, река, зверь, дерево, дом и т.п. Таким образом, я нашел неизвестное по всем направлениям и в той мере, в какой это возможно, вообще на земле, в условиях трех измерений. Мне предстояло наполнить отвлеченные мои представления содержанием живым, ясным и ощутительным»

- явно описана будущая писательская задача А.С.Гриневского, как решение которой возникла Гринландия.

Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru