Талантливый пейзажист, театральный декоратор, смельчак, получивший на войне медаль "За храбрость", неравнодушным педагог - это все один человек, русский художник Василий Поленов.
1844 год стал счастливым для семьи Поленовых - в мае родились первенцы Василий и Вера. Семья в культурных кругах Петербурга была известной, даже знаменитой. Глава семейства, Дмитрий Васильевич, увлекался стариной, занимал видную должность в археологическом обществе. Супруга, Мария Алексеевна, писала детские книжки, имела талант к живописи, была способной ученицей первого русского "романтического" художника Карла Брюллова.
Брата и сестру с детства учили рисовать, к детям приходили специально нанятые педагоги. Только никто и не подозревал, что судьба готовит для Васи Поленова путь художника.
Родители видели в нем юриста, умение рисовать входило в круг обязательных дисциплин, - не более. Василий не стал перечить воле старших, окончил и юридический факультет и Академию художеств.
В Академии дело пошло так успешно, что по окончании курса Поленов получил медаль и право на заграничную поездку за счёт учебного заведения.
Рим, Париж, Венеция подарят ему новые знакомства и впечатления. Поленову близки и мастера старых европейских школ, и в то же время привлекает творчество Доменико Морелли, Мариано Фортуни, Анри Реньо.
Художник ещё твердо уверен, что предназначение его - жанровая и историческая живопись. Во Франции создаются два прекрасных полотна "Право господина" и "Арест гугенотки Жакобин де Монтебель".
Но в "милом сердцу Париже" он увидел картины мастеров-импрессионистов.
Наполненные воздухом и светом работы Дега, Писсарро, Моне оставили в сердце "занозу". Два других исторических полотна так и не были закончены.
Потом была Нормандия, нежный и романтичный Вёль-ле-Роз. Возможно, личная трагедия мастера, а возможно, сама природа Вёля, её спокойное очарование привели к тому, что он становится убежденным пейзажистом.
В 1876 году в Россию вернулся мастер пленэра.
По возвращении критики упрекают его в излишней "европейскости", но в 1878 году Поленов напишет свою самую "народную" и самую нежную свою картину - "Московский дворик". Вслед за ним появятся "Бабушкин сад" и "Заросший пруд", объединенные в трилогию.
А с 1860 по 1880 год будет создана серия русских пейзажей: "Река Оять", "Закат", "Горелый лес" - всего 37 картин.
Эти и другие картины можно увидеть, полистав галерею.
Но не давала спокойно жить "заноза в сердце", полученная в Париже. Выпускник Императорской Академии художеств, реалист, получивший классическое образование, начинает экспериментировать с техникой мгновенных впечатлений.
В его "послефранцузских" пейзажах явно видно то, что было свойственно импрессионизму - яркость, богатство и чистота красок, смелость и динамичность мазка, обилие солнечного света и воздуха. Он "ставит опыты" на палитре, изучает, как при разных способах смешения синего и белого возникают удивительные сверкающие эффекты, как тона и полутона меняют настроение картины. Таким удачным "опытом" станет его картина "В овраге".
"В овраге" - очень простая, очень "домашняя" картина. И "объект" для неё был выбран совсем "неживописный" - какой-то там овраг, каких в России тысячи. Глинистый отвесный склон, дождевая лужа, непритязательные полевые цветы, - вот и все "персонажи".
Но художник сумел передать и сочность травы после недавнего дождя, и яркую голубизну неба, отразившуюся в воде, и обаяние скромных цветов.
Картина, как хорошая музыка, состоит из контрастов и гармонии: тёмная зелень и коричневая глина отвесного склона и летнее голубое небо, влажные камни - и яркие пятна цветов.
Это и есть техника мгновенных впечатлений. Может быть через минуту облако закроет солнце, или пойдёт дождь, или тени лягут так, что пейзаж изменится. Нет, он не потеряет своего очарования, но станет другим.
В последующие годы мастер отойдёт от интимного пейзажа, ведущим его жанром станет широкая панорама: "Осень в Абрамцево", "Ранний снег", нежная "Золотая осень".
Больше картин художника можно посмотреть, полистав галерею.
"Золотая осень" - картина-рассказ о самом "богатом" и роскошном времени года. Ещё рощи одеты в "багрец и золото", и небо не потеряло своих красок. Но все осеннее великолепие природы краткосрочно. Скоро прилетит северный ветер, и небо покроется тяжёлыми снеговыми тучами, как на полотне "Ранний снег". Зима ещё не пришла, снег выпал в сентябре, неожиданно рано, и деревья не успели облететь, сбросить осенние богатые уборы.
В "Раннем снеге" отчётливо звучит музыка контрастов: золото, янтарь, оливковая зелень и нетронутая белизна снега, тяжёлая, потерявшая прозрачность вода и яркая желтизна кустов первого плана.
Пейзажную живопись Поленова называют "отрадной", он умел видеть прекрасное в обыкновенном и передать это на холсте.
Он был всегда открыт новому в искусстве, но всегда оставался собой, во всех своих картинах сохраняя свое, "поленовское" видение мира.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!