Как уважаемые господа помнят, примерно со второй трети XVII века (а если точнее, с 1630-х) в России началось формирование полков "иноземного", или нового строя. Пеших - солдатских, и конных - в основном рейтарских. Были еще конные пикинерные шквадроны, была попытка скопировать польских "крылатых" гусар, чуть позже начали появляться драгуны, но в целом ведущую силу в кавалерии нового типа представляли рейтары - "пистолетная" конница.
Несмотря на то, что они так же, как и поместное дворянское войско, представляли собой стрелковую кавалерию (с тем только отличием, что вооружались огнестрелом - пистолетами и карабинами), кардинальная разница меж конными полками "старого" и "нового" строя состояла в тактике. У рейтар, как и вообще у иноземцев "немецкого" образца, во главу угла ставилась слаженность действий плотным построением, пусть даже и конным. При всех маневрах, включая повороты, развороты, перестроениях на скаку, а главное - при употреблении знаменитого рейтарского "караколя" эскадрон должен был любой ценой сохранить строй. А это непросто - при самом простом маневре, повороте, например, разные части линии движутся с разными скоростями. При повороте направо левый фланг развернутой линии движется быстрее всего, правый - медленнее всего, зачастую просто разворачиваясь на месте, всадники из середины - со средней скоростью. Ну да что я вам объясняю основы линейной тактики...)
Это решительно шло вразрез с тактикой старых времен - атаки "напуском", но без четкой формации. И в этом же состояло основное отличие. Кстати, пистолеты и карабины в XVII веке вполне себе встречались и в поместном дворянском войске, причем приобрели, примерно к 1650-м, такую популярность, что царское правительство было вынуждено издавать особые указы - чтоб "дети дворянские" не приезжали на смотры только с "два пистоли", а имели кроме них еще хоть какое-то оружие!
А то толку с этих двух пистолей, с дальностью прицельного боя метров 15, без "фирменной" рейтарской тактики?.. Но в среде молодых русских дворян такое оружие стало модным...
В общем, на "рейтарские порядки" людей надо было переучивать. Зачисляли в рейтары либо низкоранговых служилых дворян, с небольшим количеством земли, которое не позволяло им хорошо вооружаться (доспехи и часть снаряжения рейтар уже получал от государства), либо... Казаков.
А кого еще? Из воздуха новые люди не возьмутся. Мужика на боевую лошадь не посадишь, а если и посадишь (случаи "поверстывания" в рейтары даточных людей, в принципе, тоже были), то его вдвое-втрое дольше учить придется. А эти хотя бы скакать, обслуживать коня, стрелять из пистолета и махать саблей уже умеют, так сказать, по базовой функции. Им бы только чуть-чуть дисциплины, а то казак - он сегодня государев, а завтра уже воровской, эка, понимаешь, вольная птица...
А послезавтра опять государев, да...))
И вот тут-то и стали возникать интересные коллизии...
Сохранилось, например, письмо луцких казаков рейтарского строя Алексею Михайловичу, обиженных на обращение с ними "начальных людей", написанное в июле 1662 года (сейчас хранится в РГАДА, Столбцы Новгородского стола):
"Ведали нас, холопей твоих, с тех мест и доныне, а того мы, холопи твои, и не ведаем, по какому указы оне нас... ведают. И на неделе нас, холопей твоих, по дважды и по трижды смотрели и на ученье многожды нас, холопей твоих, выводили для ради своей бездельной корысти. А которая, Государь, наша братия на ученье и смотр не поспеют, и оне тех нас, холопей твоих, били палками, а инех батогами, и сажали на съезжей двор, и на съезжем дворе держали по неделе и болше..."
В другом полку, во Пскове, воевода князь Репнин решительно требовал из Москвы офицеров-иноземцев (прежние выбыли из строя)
"...И тем, Государь, полком без полковников и подполковников быть никоторыми обычаи немочно, потому что тех полков рейтаром ученье худо, и маеоры, Государь, и началные люди приходя к нам, холопям твоим, извещают, что рейтары им чинятца непослушны, и рейтарскому строю учат их худо..."
(с) те же Столбцы Новгородского стола.
Проще говоря... Казак того времени - это, в общем-то, член воинской касты. Определенного сословия. Стоял пониже дворянина, но был человеком свободным, и не привык, чтоб его муштровали, били за ослушание палками и сажали, если уж совсем оборзеет, в тогдашний аналог гауптвахты. Грубо говоря, обходились как с мужиком. Тогда со всеми солдатами так обращались, про гуманизм и права человека еще не слыхивали как-то...)