Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Нереализованный проект дальнего тяжелого бомбардировщика "Т".

Добрый день. В Советском Союзе, на начальном этапе Великой Отечественной войны, многие отрасли и направления авиационной промышленности, к сожалению, не получили должного развития. С одной стороны, да, это привело к существенному отставанию (в разработке машин определенных классов) от наших основных конкурентов. Однако, с другой стороны, в первую очередь требовалось сосредоточить максимум своих ресурсов на решение текущих задач. Гораздо важнее тогда было наладить массовый выпуск дешевых фронтовых истребителей и бомбардировщиков. И нам это удалось. Но многие работы из разряда "не перспективу" пока откладывалась. Одним из таких направлений стало создание дальних стратегических бомбардировщиков. Все изменилось где-то в середине 1943 года, когда в войне произошел коренной перелом. На тот момент времени, нашим основным тяжелым бомбардировщиком являлся четырехмоторный Пе-8. Нередко ее называют машиной переходного периода, которую разработали еще в середине тридцатых годов. В отличии от американских аналогов, массовой она не стала.

Общий вид бомбардировщика "Т".
Общий вид бомбардировщика "Т".

Прежде чем перейти на действительно новый уровень и создать принципиально новый четырёхмоторный бомбардировщик, было предложено провести глубокую модернизацию существующий машины, с целью качественного улучшения ее летно-технических характеристик и боевых возможностей. Один из таких проектов и был предложен в инициативном порядке конструкторским коллективом Казанского завода № 124, которым руководил И. Ф. Незваль. Он получил рабочий индекс "Т". Основные работы по нему начались еще в конце 1943 года и продолжались в начале следующего года. Соответствующий приказ НКАП за номером 619 вышел 18 октября. На начальном эта шла проработка тактико-технических требований к машине и осуществлялось формирование ее облика. Предполагалась спроектировать и построить улучшенный вариант самолета с применением четырех поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ-82ФН (либо дизельных двигателей М-31) и турбокомпрессорами ТК-3.

Авиационный двигатель АШ-82ФН в Центральном музее ВВС. Фото из архива автора.
Авиационный двигатель АШ-82ФН в Центральном музее ВВС. Фото из архива автора.
Для справки. Авиационный двигатель АШ-82ФН. Разработан под руководством конструктора А. Д. Швецова. Представлял собой звездообразный двухрядный (14 цилиндров) четырехтактный двигатель воздушного охлаждения с двухскоростной передачей к нагнетателю. В отличии от предыдущих модификаций базовой модели, отличался наличием агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры вместо карбюратора (инжекторная система подачи топлива). Также он отличался конструкцией отдельных деталей и узлов, которые допускали форсирование мотора. Мощность двигателя на взлетном режиме достигала 1850 л. с. Сухой вес мотора составлял 910 кг. Массово применялся на различных советских истребителях и бомбардировщиках в сороковых годах.

Бомбардировщик также должен был представлять собой цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси и классическим однокилевым оперением. Основные конструктивные изменения затрагивали носовую и центральную часть фюзеляжа, а также общую компоновку машины. Соответственно это приводило к изменения во всех основных функциональных системах самолета (к примеру электросистеме, общей системе управления, гидросистеме). Для улучшения обзора кабина летчиков смещалась несколько вперед. Также были созданы более лучшие условия их работы, путем размещения пилотов рядом друг с другом. Кабину штурманов также несколько сдвинули вперед. Рабочее место радиста при этом было перенесено в другую кабину. Для увеличения бомбовой нагрузки необходимо было изменить размеры бомбоотсека, а также усилить основные элементы каркаса планера и крыла. Предполагалось несколько улучшить и общую аэродинамику самолета путем: уменьшения миделя фюзеляжа, герметизации планера, использовании потайной клепки по всему самолету, изменениями в конструкции оборонительных стрелковых точек и т. д.. Оборонительное вооружение оставалось таким же как и на базовой машине, за исключением носовой точки, где устанавливался один крупнокалиберный 12,7-мм пулемет. По совокупности вносимых изменений планировалось, что у обновленного бомбардировщика возрастет максимальная скорость в среднем на 13 процентов и сократиться расход горючего в среднем на 10 процентов. Существенно возрастет и бомбовая нагрузка. Основные расчетные данные по этим параметрам приведены на скриншоте ниже.

Основные расчетные данные бомбардировщика "Т".
Основные расчетные данные бомбардировщика "Т".

15 января 1944 года на рассмотрение макетной комиссии (ее возглавлял генерал-лейтенант А. А. Лапин) предоставили макет носовой и центральной части фюзеляжа. Основной упор при этом был сделан на отображении размещения рабочих мест экипажа со всем сопутствующим оборудованием (пилотажно-навигационное, контрольное и радиооборудование). Также в макете был отражен и новый бомбоотсек. После рассмотрения макета и устранения некоторых замечаний (соответствующий протокол утверждения был подписан 8 февраля) эскизный проект передали для дальнейшего изучения в НКАП (20 февраля вышло соответствующее постановление). Там также были сделаны определенные замечания, которые требовали устранения. Параллельно начинался процесс рабочего проектирования и подготовки всей необходимой оснастки для постройки опытных прототипов.

Однако, 5 марта 1944 года, вышло постановление, согласно которому производство тяжелого бомбардировщика Пе-8 останавливалось с целью увеличения выпуска фронтовых бомбардировщиков Пе-2. Это привело и к последующему закрытию проекта "Т". Тем не менее, это не означало сворачивание всех работ по данной тематике. Предложенные идеи нашли свое отражение в более перспективном проекте полностью нового самолета аналогичного класса, который прорабатывался под индексом "64". И успешная реализация подобного самолета, уже выходила в число наиболее приоритетных задач. Открытым лишь оставался вопрос, в действительных возможностях его реализации. Как мы знаем, в дальнейшем было принято решение о прямом копировании американского аналога, который выпускался у нас под индексом Ту-4. О проблематике создания первых стратегических послевоенных бомбардировщиках будет рассказано в одной из следующих публикаций.

Общий вид бомбардировщика "Т".
Общий вид бомбардировщика "Т".

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.