…именно интересное, а не лучшее.
Здравствуй, друг. С новым годом, кстати)
«Интересное» не обязательно значит «понравившееся» и уж тем более – «хорошее». Просто те произведения, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания. Среди них есть, конечно, и те, которые мне однозначно понравились, а есть те, которые вызывают отторжение, либо же оставляют меня равнодушной, но в любом случае хотя бы заставляют задуматься. Ну, хватит предисловий, начнем…
А начнем мы с прекрасной, доброй и познавательной детской книги – «Необыкновенные приключения Карика и Вали» советского писателя Яна Ларри. Детской книгой в своих литературных текстах мне уже не удивить тех, кто меня не в первый раз читает. Эту книгу я купила для сына. И, читая ее своему ребенку, я вместе с ним с огромным интересом наблюдаю за захватывающими приключениями героев и даже узнаю что-то новое для себя об изумительном мире насекомых. Это достойная литература, которая будет очень полезна и интересна ребенку, а также вызовет теплую улыбку у взрослого.
И еще одно детское произведение, с которым я познакомилась пока что без участия сына (ему такое пока рановато) – «Хроники Подземья» Сьюзен Коллинз, да, та самая, которая написала «Голодные игры». Я прочитала серию этих детских книг не целиком, но то, что прочитала, мне очень понравилось – увлекательная история про мальчика Грегора и его друзей. События в основном происходят под землей, где живут разумные крысы, огромные тараканы и так далее. И люди – только подземные, которые уже отвыкли от жизни наверху. Это история о настоящей дружбе и верности до конца; о том, что любовь, семья и честь – это вечные ценности; о том, что победить Зло можно, только играя по правилам Добра и никак иначе.
Вот и подошла я к очень необычной для меня литературе, очень специфической, странной – опять-таки для моего личного восприятия… Речь идет о творчестве Михаила Елизарова. Читала лишь несколько произведений из малой прозы, «Кубики» и «Ногти», например. Я еще не определилась, как я к этому его творчеству отношусь. Однозначно то, что считаю Елизарова очень талантливым, очень самобытным писателем. У него прекрасный слог, НЕ шаблонный, что для меня много значит. Однако форма – это одно, а содержание… Я не испытываю симпатии к тем смыслам, которыми наполнены произведения Елизарова, они мне чужды. Хотя я еще мало что у него прочитала, поэтому слишком торопиться с выводами не буду. Сейчас вот, пишу и одновременно думаю – а знаю ли я вообще, что за смыслы писатель вкладывает в свое творчество? Я ведь действительно пока слишком мало читала его. Так, ладно… оставим пока. В общем, на сей момент этот автор для меня под знаком вопроса, но интерес однозначно есть. Из очевидных, несомненных плюсов – прекрасный слог, из факторов, вызывающих сомнения – содержание и наличие мата в некоторых эпизодах.
Произведения невероятного Джека Лондона, среди которых – несколько рассказов, две повести и один роман. Первая повесть «Алая чума» - очень интересная и страшная по своей сути антиутопия про то, как непонятная эпидемия унесла жизни большей части населения планеты. Вторая повесть – «До Адама» - про то, как главный герой, принадлежащий началу двадцатого века, видит в своих снах жизнь своего первобытного предка, точнее было бы сказать, не видит, а проживает его жизнь как будто бы в его теле. Я не верю в теорию Дарвина, так что смысл книги я, конечно, всерьез воспринимать не могу, однако мне было просто увлекательно следить за приключениями главного героя и его друга. Отдельно упомяну прекрасный роман автора «Дочь снегов» - его первый роман. Мне очень нравится северная романтика его произведений, настолько, что хочется самой отправиться в места, подобные тем, которые Лондон описывает. Почти до дрожи в душе я хочу благодаря великолепным описаниям писателя увидеть, как вскрывается весной большая река. Лондон описывает это зрелище настолько фантастически, что воображение рисует невероятные картины в голове. Наверное, это действительно зрелище, от которого замирает дыхание. Джек Лондон умеет писать так, что все образы оживают в воображении читателя, каждое слово писатель смакует, преподносит так, что ты буквально наслаждаешься его языком, получаешь эстетическую эйфорию от чтения. Так что, пусть я не могу разделять всех идей, в которые Лондон верил, но вопреки этому я полюбила этого гения, и все еще продолжаю изучать его творчество, к сожалению, медленнее, чем хотелось бы.
«Тошнота» Сартра, про которую я писала в этом посте,
повторяться не буду. Добавлю лишь одно: главный герой тяготится собственным существованием, не ведает, что с ним делать, однако тот факт, что его мучает тоска по смыслу бытия (а она его мучает, иначе он жил бы, как большинство – просто не задумываясь об этом) говорит о многом. Лично мне вспоминаются рассуждения К. С. Льюиса и Антония Сурожского о том, что каждый человек, который живет не бездумно рано или поздно ощущает что-то смутное внутри себя – Чей-то зов, душевный голод, тоску по чему-то необъяснимому. И утолить этот голод, исцелить эту тоску может лишь встреча с Богом. К сожалению, герой Сартра, как и сам автор, не верующий человек, потому его внутренняя Тошнота навсегда вгрызлась в его душу и не отпускает, потому что невозможно выйти из тьмы, отвергая Свет.
Невероятно добрая и светлая книга Карстена Хенна «Служба доставки книг», про которую у меня выйдет еще отдельный текст. Это история о беспредельной любви к литературе и о страшной и жуткой бездне одиночества, выбраться из которой помогают лишь любовь (не обязательно романтическая) и тепло человеческой НЕБЕЗРАЗЛИЧНОЙ души.
«Голодные игры» Сьюзен Коллинз. Не знаю, почему все так набрасываются на эту историю, говоря, что она - дурацкая, неправдоподобная, нелепая, нелогичная и так далее, далее, далее… Мне очень нравится. Это пример по-настоящему хорошей, качественной литературы для молодежи. Конечно, будут вопросы и к сюжету моментами, и к логическим ляпам, кому-то не понравится слог автора, хотя тут уж возникнет классическая проблема под названием "насколько достойно перевели книги?". Это нормально. Нормально, что люди критикуют, нормально, что многим не нравится. Я из тех, кому нравится, потому что для меня плюсы в этом случае перекрывают минусы. Это история, поднимающая важнейшие нравственные вопросы - и это особенно замечательно с учётом того, что рассчитаны книги на подростков и молодых людей. Им и с ними нужно говорить о нравственных проблемах, обязательно, и проще всего делать это через увлекательные и захватывающие сюжеты, в которых уж точно не откажешь книгам Коллинз. Это история, лишённая пошлости и вульгарных шуток, и это тоже огромный плюс, потому что современный контент на бОльшую свою часть пропитан всякой мерзостью и грязью. "Голодные игры" - история, которая в первую очередь рассказывает о вечных ценностях человечества и о страшных пророках, которые, точно гниль и кровоточащие язвы, въедаются в тело любого общества, вне зависимости от того, где оно и в какую эпоху существует.
«Искупление» Иэна Макьюэна. Потрясающая, великолепная, невероятная книга. Я после ее прочтения ещё неделю под впечатлением ходила. Но нет, дело не в каких-то головокружительных приключениях героев, не про интриги и кипящие вовсю страсти. Это книга о том, что, сломав однажды жизнь другим людям, не всегда возможно эту свою чудовищную ошибку исправить. Иногда остаётся только одно - каяться, потому что исправлять что-то уже поздно. И эта история о такой попытке - о попытке исправить, о попытке получить искупление, даже когда это кажется невозможным, потому что те, чью жизнь ты сломал, уже мертвы. Вся тайна подобной чудовищной трагедии заключается в одном - не все осколки разбитого однажды можно склеить заново, иногда приходится жить все оставшиеся свои дни с осознанием того, что ты натворил, а искупление получить можно только через покаяние, а не через деяния.
Захар Прилепин. Сложно говорить об этом невероятно талантливом писателе, зная лишь пару-тройку его произведений. Приблизительно такая же ситуация (под знаком вопроса, но всё-таки в этом случае ближе к "да", чем к "нет"), как с Елизаровым. Потому ограничусь лишь парой фраз: не могу пока однозначно определиться со своим отношением, но интерес есть, и очень сильный. Слог великолепный. Роман «Черная обезьяна» написан хорошо, но оставил после себя уйму вопросов. Возможно, все дело в том, что я мыслю слишком узко и попросту не до конца поняла, что хотел донести автор. Не могу сказать, что книга мне на 100 процентов понравилась, но думать заставляет. Очень понравился НЕхудожественный текст «Похвала ханжеству». Буду знакомиться с творчеством Прилепина дальше - оно однозначно того стоит.
Итаааак… Говард Лавкрафт - великий, гениальный и мрачный до такой степени, что дальше уже просто некуда. Приблизительно треть или чуть меньше его произведений были мною прочитаны. О нем скоро выйдет отдельный текст, поэтому остановлюсь на уже сказанном.
И на первом месте (хотя градация довольно условная, очень многие из этого списка произведения я бы поставила приблизительно на одно место) - невероятно потрясающее творчество Романа Сенчина. Вот отдельный текст про него, и будут ещё непременно.
На этом позволь откланяться, друг. Оставайся со мной в головокружительном и дарующем штормящие душу эмоции путешествии по изумительному миру литературы, в котором каждый новый поворот обещает волшебство.