С каждым прожитым, годом все больше убеждаюсь, что современные люди весьма «ранимые» натуры. Ранимы не в плане каких-либо телесных повреждений, но в плане различных обид. Люди часто обижаются по всяким, порой даже по самым незначительным (с точки зрения постороннего наблюдателя) поводам. Разумеется, что в природе не существует некоего единого общечеловеческого стандартного эталонного перечня обид. Можно только различать обиды, на обиды более низкого и
более высокого порядка.
Но причина обиженного состояния каждого конкретно обижающегося, всегда коренится в самом обиженном, в его персональном субъективном восприятии происходящего. Привычка обижаться вырабатывается в современном человеке, начиная с младенческого возраста. Например, современный ребенок полагает вполне естественным обидеться, на родителей, если родители отказали ему в покупке мороженого или игрушки, не разрешили смотреть на ночь телевизор, заблокировали компьютер… Но при этом и сами родители воспринимают сию «детскую обиду», как нечто само-собой разумеющееся и потому не пытаются бороться с этим порочным явлением.
Как известно из практики и народного предания «пороки вырастают, вместе с детьми». Разумеется, по мере взросления того или иного человека изменяется и причинность, восприятие и количественно-качественный ценз нанесенных ему такими способами "оскорблений и обид". Это может быть уже не отказ в покупке мороженного, но, например, отказ в покупке электро-скутера, отказ в покупке дорогой брендовой одежды, украшения, автомобиля, квартиры и т.д. Но это всего лишь обычные бытовые потребительские "обиды".
Но как известно, даже в условиях господства философии «научного материализма», человечество все равно не живет в только одном материальном измерении, есть еще душевные, интеллектуальные, культурные, социальные и иные стороны человеческой жизни. Общепринято полагать, что последние более возвышены, по отношению к различным вещественным благам.
Считается, что обиды, нанесенные в этих возвышенных сферах, являются обидами более высокого порядка(1). Само собой, разумеется, что существуют и люди, для которых сии душевные, интеллектуальные, философские обиды имеют гораздо больше значение, нежели вышеописанные низшие, примитивные раздражения(2) материального порядка. Таких людей в современном обществе развитого материализма принято называть «деятелями культуры», творческими личностями, интеллигентами. К последним относятся артисты, писатели, телеведущие, историки, социологи, политологи, клирики и пр.
Разумеется, все сии деятели культуры, тоже в свое время были детьми, и потому ничто общечеловеческое им не чуждо, в т.ч. и усвоенная из счастливого советского (научно-материалистического) детства привычка обижаться. Только теперь, окончив престижные ВУЗы, став респектабельными профессорами, академиками, деятелями искусств, заслуженными артистами и иными заслуженными светочами гуманитарных, а порой и вообще кукольных наук, все эти люди перестали обижаться по различным имущественным пустякам, не достойным их высочайшего социального местоположения(3).
Вы спросите, - А какое отношение, эти исключительно стрессоустойчивые, вследствие своей «высочайшей образованности» люди, могут иметь к поднимаемой теме? Неужели такие архиобразованные, архиинтелигентные люди способны в принципе на что-либо обижаться?
Но не спешите с выводами! Практика показывает, что именно эта категория лиц является самой восприимчивой к обидам, самой нетерпимой и самой ранимой частью российского социума. Просто эти люди обижаются и оскорбляются не за себя лично (они как мы помним выше этого)!
Но все сии обижаются исключительно за критику своих собственных мнений, теорий, постулатов и идей. И не просто обижаются, но стремятся всячески, сперва проигнорировать оппонента, а если не удается, то любым способом заставить оппонента замолчать, например, перевести начать обсуждать его личность, наклеить оппоненту ярлык, забанить оппонента в своих блогах и на своих страницах в соцсетях и т.д.
Причем интересно и то, что чем выше статус того или иного обиженного, объективной критикой, культурного деятеля, тем больше его ранимость! И с тем большим рвением он старается, пресекать любые попытки, возникновения (на его форуме) соль-либо разумной и адекватной критической дискуссии, относительно транслируемых этим деятелем, в социум, его собственных социальных, научных, исторических и пр. гипотез и идей.
В настоящее время, в настоящей интеллигентской среде, вообще не принято критиковать чужие мнения. Автору сих строк, один современный академик, так прямо и заявил, что критика чужих идей в настоящее время воспринимается в «научном сообществе» исключительно как признак «дурного тона». Согласно мнению этого академика, любая (пусть даже и самая объективная) критика чужих идей, является признаком неуважения и наносит величайшее оскорбление их автору, в то время как правилом хорошего тона (в современных академических кругах), является уважительное (по сути соглашательное) отношение к мнению оппонента… Суть такого подхода в том, если кто-то захочет стать частью какого-либо «культурно-деятельного» сообщества или коллектива, то должен следовать правилу: «если ты уважаешь (не подвергаешь критическому разбору) мнение своих оппонентов, то и весь коллектив в свою очередь не чуждается тебя».
Ну как тут не вспомнить известные слова Л.Н. Гумилёва: «Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия.»
__________________
1) И это вполне справедливо. Но справедливо лишь при условии, если сия справедливость не является (как в первом случае) справедливостью исключительно индивидуалистического восприятия, но, если и само индивидуальное восприятие, находится в синергии с Высшей Справедливостью. Но такое правило относится лишь к традиционному образу мыслей, восходящему непосредственно к Творцу Мироздания. В то время как весь современный мир живет согласно новейшему революционному мировосприятию - согласно философии «естественно-научного материализма».
2) «Раздраже́ние, доса́да — неприятное психическое состояние, характеризующееся такими эффектами, как раздражительность и отвлечение от своего сознательного мышления. Это может привести к таким эмоциям, как разочарование и гнев. Свойство быть легко раздражённым называется раздражимостью».
3) И вообще реагировать на какие-либо личные оскорбления, если последние не нанесены лицом, имеющим равноценный статус с оскорбленным, потому как на оскорбление отвечать лица из низшего сословия, считается признаком дурного тона.