До чего же мы несчастные, царевны,
Нам законом запрещается любить,
В царских семьях, уж таков порядок древний -
По расчету надо замуж выходить.
Шутки шутками, но цитата из песни в известном мультике не далека от истины. И особенно хорошо это видно по гербам российских цариц и царевен. В российской геральдике гербы царственных женщин, как правило, состояли из двух соединенных гербовых сюжетов: герба их супруга (в левой от зрителя части, которая на геральдическом языке именуется "правой") и их собственного родового герба (в правой от зрителя части). Конечно, все это богато декорировалось коронами, лентами, орденами, щитодержателями, при этом параллельно могли существовать малые, средние, большие гербы, но в рамках данной короткой статьи мы об этом говорить не будем. При этом эти два геральдических сюжета могли как размещаться в едином щите, так и находиться на двух поставленных рядом щитах.
У императриц (которые последние два столетия были "пришлыми") гербом супруга служил герб России, а их родовой герб повторял герб того, государства, откуда они прибыли.
Гербы супруг многочисленных братьев императора, младших сыновей и внуков императора строились по тому же принципу. Но герб мужа (т.е. великого князя) отличался от общероссийского герба. Дабы показать, что мужчина не является императором в 19 веке была придумана целая система фигур, понижающих статус герба. Это могла быть кайма из родового герба Романовых, отсутствие на крыльях российского орла земельных гербов или отсутствие московского герба на его груди.
А вот у дочерей императора - великих княгинь, а также у других его родственниц судьба должна была быть кардинально отличной. Им предстояло выходить замуж за иностранных правителей и отправляться в дружественные страны. Поэтому на их гербах их собственным родовым гербом являлся герб России, а гербом супруга, наоборот, становился герб его родины.
А что если брак заключали между собой члены династии Романовых? Все по той же схеме. Слева от зрителя герб супруга, справа - супруги.