Найти тему

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ 1930 ГОД

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Несмотря на то, что в стране активно сворачивалась НЭП, процессы индустриализации и коллективизации коренным образом меняли советское общество, с изданием фантастики проблем пока что не наблюдалось. Она по-прежнему сохраняла жанровое разнообразие, появлялись новые имена.

Обложка одной из книг Эммануила Зеликовича. Изображение взято из открытых источников
Обложка одной из книг Эммануила Зеликовича. Изображение взято из открытых источников

Следующий мир Зеликовича

Эммануил Семенович Зеликович родился в 1896 году. По окончание реального училища в Москве, в 1914 уехал в Германию и с этого началось странствие по Европе, не всегда — добровольное. Вернулся в Россию только в 1922 году. С 1923 по 1925 года работал в различных высших учебных заведениях, где обучались иностранные студенты, главным образом — из восточных государств. В 1924 был посвящен в рыцари первой степени анархо-мистического «Ордена Тамплиеров», за участие в деятельности которого подвергся аресту в 1931, приговорен к тремя годам заключения. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Помните у Булгакова: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства на три года в Соловки!». Забавное совпадение, не правда ли?.. После освобождения больше репрессиям не подвергался. И тем не менее — был реабилитирован в 1965 году, вероятно — еще при жизни. Дальнейшая судьба Зеликовича покрыта мраком. Во всяком случае, дата смерти неизвестна.

Иллюстрация к роману Эммануила Зеликовича "Следующий мир". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Эммануила Зеликовича "Следующий мир". Изображение взято из открытых источников

В фантастике Эммануил Зеликович дебютировал в 1930 году рассказом «Большевистские пятна на Солнце» и романом «Следующий мир». Главный герой романа английский математик Джемс Брукс открывает способ проникнуть в параллельную реальность, куда и отправляется вместе с ассистентом. Они оказываются на планете победившего коммунизма Айю, которую профессор поначалу называет «Сатурном», а ее жителей «сатурнитами». Здесь все, как на Земле, только лучше, рациональнее и красивее. Обитатели Айю — вегетарианцы, живущие в городах, которые пронумерованы и выстроены по единому образцу. Юные айютяне воспитываются в огромном интернате. На соседней планете Юйви сохраняются капиталистические порядки, и айютяне, как носители высокой морали, полагают, что она дает им право на вмешательство во внутренние дела соседей по космосу, вплоть до нанесения упреждающего удара. Закоренелый буржуазный индивидуалист Брукс проникается коммунистической идеологией и намеревается по возвращении домой вступить в британскую компартию.

Иллюстрация к роману Эммануила Зеликовича "Следующий мир". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Эммануила Зеликовича "Следующий мир". Изображение взято из открытых источников

«Через несколько мгновений неподалеку от нас опустились изящные эллипсоиды метров десяти в вышину и двадцати пяти в длину. Их поверхность состояла из шестиугольных блестяще-черных, как полированный мрамор, граней: серебристые оправы граней сверкали на солнцах. Ни крыльев, ни пропеллеров у этих воздухоплавательных снарядов не было...

...Бросались в глаза серебристо-блестящая чешуйчатая поверхность тела, головы и лица этих существ и их рост, превышавший, на глаз, два с половиной метра. Благодаря чешуе они производили впечатление стаи огромных фантастичных человекорыб. Пропорционально сложенные, они были очень стройны...

...Сатурниты быстро разместились по снарядам и завинтили диски.

Внутреннее пространство эллипсоида представляло собой огромный зал. Шестиугольные грани, выглядевшие снаружи черными, оказались полупрозрачными пропускали мягкий, ровный свет.

Сложная, гармонично расположенная обстановка производила впечатление легкости и совершенства. Мозаичные подобия столов, диванов и кресел, как и множества различных других предметов и приспособлений, поражали богатством цветов и форм чуждой нам красоты. Все искрилось и блестело, но мягко, не резало глаз, при повороте же головы меняло тон. Воздух был пропитан приятным ароматом. И никаких машин...

Темнело. Грани медленно засветились голубым... Причудливо переливаясь голубыми тонами, обстановка приобрела сказочный, фантастичный вид.

Все сели. Ощутилась возрастающая тяжесть в ногах; какая-то сила прижала тело к сиденью и спинке кресла. Очевидно, снаряд стал ускоренно двигаться под большим углом к горизонту. Произошло это плавно и бесшумно. Ощущение тяжести в ногах и теле вскоре стало исчезать...»

Фотография Э.С. Зеликовича. Изображение взято из открытых источников
Фотография Э.С. Зеликовича. Изображение взято из открытых источников

Первый удар Шпанова

Николай Николаевич Шпанов родился в 1896 году. С детства интересовался воздухоплаванием. Во время Первой Мировой в 1916 году окончил Высшие офицерские воздухоплавательные курсы. Участвовал в разведывательный вылетах, в качестве летчика-наблюдателя. Был демобилизован в 1918-м после контузии, но добровольно поступил на службу в Красный Воздушный флот, командовал различными авиационными подразделениями во время Гражданской войны. С 1922 года работал в Военно-научной редакции Воздушного Флота, занимал пост замредактора ведомственных журналах. В 1939 год был командирован в район боевых действий на Халхин-Голе. В том же году стал профессиональным писателем. Участвовал в Великой Отечественной войне как военно-авиационный журналист. Демобилизован в 1943 году. Шпанов стал автор более тридцати книг, самой знаменитой из которых стал роман «Первый удар», изданный массовым тиражом, как идеологическое пособие для командиров РККА. Много писал о закулисной борьбе западных спецслужб против СССР. Юлиан Семенов тепло отзывался о его творчестве. Умер писатель в 1961 году.

Обложка журнала "Вокруг света". Изображение взято из открытых источников
Обложка журнала "Вокруг света". Изображение взято из открытых источников

В 1930 году журнал «Вокруг света» публикует с продолжением роман Шпанова «Земля недоступности», относящейся к популярному в те годы поджанру «географической фантастики». Кстати, роман вполне может оказаться актуальным и сегодня. Ведь по сюжету совместная полярная экспедиция западных ученых проникает на Землю недоступности, таким образом вторгаясь в зону экономических интересов Советского Союза.

«Голицын помчался вниз. Взлетая в кубрик, весело крикнул:

А ну, братва, наверх… Земля Недоступности.

Толпясь и крича, люди мчались по трапам наверх.

Сгрудившись теснились по бортам:

Где, где?.. Врешь, там ничего нет.

Вона, вона я вижу!

А ледокол не переставая долбил острым носом толстые льдины. Сопели машины. Грохотали по осколкам винты. Острый нос врезался в искрящиеся аквамаринами высокие бока ледяных полей. Льды скрипели, трещали, шуршали по черным бортам. Грохотом наполняли всю стальную коробку. Не выдерживали натиска десяти тысяч лошадиных сил. Расступались, пропуская судно в широкий черный канал.

Ледокол пробивался к достигнутой Земле Недоступности. Впервые в истории полярных путешествий, впервые в исчисляемой миллионами лет жизни девственных льдин они уступали путь кораблю «Большевику».

Фотография Н.Н. Шпанова. Изображение взято из открытых источников
Фотография Н.Н. Шпанова. Изображение взято из открытых источников

Сказание Зуева-Ордынца

Михаил Ефимович Зуев-Ордынец родился в 1900 году. В 1918-м, по окончанию высшего начального училища — были такие учебные заведения в царской России — пошел добровольцем в Красную армию. Окончил Московскую артиллерийскую школу красных командиров. В 1924-м демобилизовался, работал начальником уездной милиции в Вышнем Волочке, тогда же начал сотрудничать с местной прессой. В 1927 году переезжает в Ленинград, где заканчивает Институт истории искусств. Много путешествовал. С 1932 года стал членом Союза советских писателей. Арестован в 1937 году. Провел в заключении 19 лет, освобожден в 1950-м. Реабилитирован и восстановлен в правах через шесть лет. Скончался писатель в 1967 году.

Обложка романа Михаила Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже". Изображение взято из открытых источников
Обложка романа Михаила Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже". Изображение взято из открытых источников

Зуев-Ордынец работал основном в приключенческом жанре. В фантастику вошел с романом «Сказание о граде Ново-Китеже». Экипаж советского самолета совершает вынужденную посадку в Сибири, и оказывается в самом настоящем древнерусском городе, с XVII века сохранившемся в дебрях Забайкальской тайги.

Иллюстрация к роману Михаила Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Михаила Зуева-Ордынца "Сказание о граде Ново-Китеже". Изображение взято из открытых источников

«Рассвет наконец зародился.

В пихтаче закричали кедровки, и потянула зорька, рассветный ветерок холодил колени под распахнувшейся шинелью. Капитан оперся о землю, чтобы встать, и увидел, что над ним стоит человек, бесцеремонно его разглядывающий. Два маленьких живых глаза на скуластом, изрытом оспой лице сверкали поистине звериным любопытством. Было в одежде этого человека что-то странное.

Ратных рывком сел. Но человек в странной одежде упал на него и повалил. И пока он держал за руки не сопротивлявшегося капитана, подбежал другой, так же странно одетый, и ловко, быстро обшарил капитана. Пистолет был сорван с разрезанного ремня, отобраны были топорик и компас. Затем его схватили за ворот, пнули ногой в бок и приказали грубо:

Вздынься, поганец!

Капитан встал и увидел своих друзей. Косаговский был взволнован и встревожен, Сережа испуган, а Птуха сверкал цыганскими глазами, значит, был зол как черт. На лице мичмана багровела длинная глубокая царапина через всю щеку, а обут он был почему-то в поршни из сыромятной кожи, такие же, как и на ногах всех странных людей, стоявших кучкой в стороне. Ботинки мичмана напялил один из этих людей. Видимо, непривычный к такой обуви, он не зашнуровал их, и шнурки тянулись за ним сзади. Невдалеке от Сережи, не отрывая от него глаз и нервно облизываясь, сидел столбиком Женька. Пес чувствовал, что его хозяин и друг в опасности, и ждал сигнала, чтобы ринуться на выручку.

Как вы думаете, куда мы попали, Степан Васильевич? — шепотом спросил капитана Птуха. —Что это за люди, никак не разберу. Борисы Годуновы какие-то! Я с первого взгляда подумал — маскарад. Потом гляжу, нет, не маскарад. Я их за бороды таскал. Настоящие, не приклеенные.

Это стрельцы, мичман.

Стрельцы? — выкруглил удивленно глаза мичман. — Что вы такое говорите? С ума можно сойти!..»

Фотография М.Е. Зуева-Ордынца. Изображение взято из открытых источников
Фотография М.Е. Зуева-Ордынца. Изображение взято из открытых источников

Начинаются тридцатые годы, не самые простые для Любимой Дочери Эпохи.