Найти тему
Секреты Старого Китая

Про генерала Ци Цзигуана, военное построение и армейское оружие согласно трактату «Записи об обучении войскам»

凡杂流武艺
与枪铳射箭
只比一件
Ци Цзигуан об оружейной подготовке :)
Толково, что тут сказать!

Обитателям ушуистской тусовки хорошо знаком извечный спор цзянь vs дао. Он не затихает ещё с той поры, когда я давным-давно из карате перековывался на китайщину. Хотя даже тогда толковые парни уже слышали поговорку о том, что копья известны как "правитель сотни воинов" (百兵之王 bǎi bīng zhī wáng).

Уже гораздо позже, углубившись в изучение китайской оружейки с интересом выясним: похожая есть и про меч-дао (百兵之帅 Bǎi bīng zhī shuài), про меч-цзянь (百兵之君 Bǎi bīng zhī jūn) и даже про шест (百兵之长 Bǎi bīng zhī cháng)! Хотя, несомненно, есть нюансы. :)

Пройдет еще больше времени, прежде чем выясниться: в древних книгах упоминается лишь первая, а остальные три - это уже народное творчество времен расцвета литература жанра у-ся.

Но спор то не затихает и по сей день. Вот недавно рассказывали про путешествие хоббита китайского фехтовального трактата в Корею и обратно (см. тут), и подписчик высказал вполне напрашивающийся тезис:

Если ученики Ци Цзигуана обучали фехтованию цзянь в Корее, значит должно быть упоминание про это оружие и у самого генерала.

Разумно, не спорю. Попробуем это выяснить?

Помогут нам и герои романа «Речные заводи», этот текст вполне можно использовать в качестве исторического путеводителя по китайской оружейке, так как многие герои отличались особым оружием. а многие иллюстрации восходят к той поре, когда это оружие можно было ещё с натуры зарисовывать...
Помогут нам и герои романа «Речные заводи», этот текст вполне можно использовать в качестве исторического путеводителя по китайской оружейке, так как многие герои отличались особым оружием. а многие иллюстрации восходят к той поре, когда это оружие можно было ещё с натуры зарисовывать...

Занятно, что несмотря на выдающиеся дела генерала Ци Цзигуана (戚继光 Qī Jìguāng, 1528-1588) при жизни, а также немалое культурное и литературное наследие, с местом его захоронения наблюдаются некоторые странности. Считается, что есть аж две его могилы: одна на Севере, в уезде Сяньсянь провинции Хэбэй, другая на Юге - в провинции Фуцзянь. При этом известно, что 1585 году Ци Цзигуан стал жертвой придворных интриг, был уволен с военной службы, и вернулся в свой родной город Пэнлай в провинции Шаньдун, где через три года умер дома от болезни...

Могильная стела Ци Цзигуана у маленькой деревушки в уезде Сяньсянь городского округа Цанчжоу в провинции Хэбэй. Цанчжоу, кстати, до массовой раскрутки уже в ХХ веке Шаолиня, Удана и прочих там Чэньцзягоу, считалась центром так называемого «Золотого треугольника ушу».
Могильная стела Ци Цзигуана у маленькой деревушки в уезде Сяньсянь городского округа Цанчжоу в провинции Хэбэй. Цанчжоу, кстати, до массовой раскрутки уже в ХХ веке Шаолиня, Удана и прочих там Чэньцзягоу, считалась центром так называемого «Золотого треугольника ушу».

На Севере сохранилась только памятная стела, а вот на Юге захоронение представляет собой платформу высотой 1,6 метра на южной части некрополя рода Ци (戚氏墓園 qīshì mùyuán) в городе Юнъань.

Вот в центре платформы и находится могильный холм. Там также высечена надпись, освещающая жизнь Ци Цзигуана.
Вот в центре платформы и находится могильный холм. Там также высечена надпись, освещающая жизнь Ци Цзигуана.

После смерти получается его тело зачем-то потащили в центр страны, а потом вдоль побережья - на юг страны, а от Пэнлая до Юнъаня где-то порядка 1700 км.

Есть интересное объяснение этой странности, основанное на мистицизме и вере китайцев, что Герои становятся Небожителями, и затем могут помогать своим потомкам. Так как Ци Цзигуан более десяти лет боролся с японскими пиратами как раз на юго-восточном побережье, его тело пронесли вдоль этой границы, мистически выстраивая "защиту" от нападения с моря. Вот такая занятная история. Забавно, что есть и те, кто верит в это и сейчас, указывая тот факт, что в очередной раз японцы вторглись в Поднебесную гораздо северней этой мистической "защиты".

Генерал же сам был практиком, больше уделял важности дисциплине и воинским построениям, поэтому перейдем к ним. Тем более, что в одной из его работ есть интересные моменты, связанные как раз с холодным оружием и боевым построением воинов, что нам интереснее всякой шизотерики.

Генерал и сейчас защищает вход в долину от врагов. Этот участок Великой стены вместе с заставой Хуанъягуань (黄崖关 Huángyá guān) недалеко от Тяньцзиня были построены ещё в 556 году, во времена государства Северная Ци. Генерал Ци Цзигуан служил тут в течении шестнадцати лет, восстановил и значительно перестроил укрепления. Увы, главный форт заставы (关城 guānchéng) разрушили в 1996 году, и из интересного полузабытого и заброшенного природного участка Стены, сейчас тут совместно с муниципальным партийным комитетом и правительством Тяньцзиня развивают программу «Десяти лучших культурных мероприятий и развлекательных мест для молодежи». А так-то  здесь довольно важное место в военной истории Китая. Например, знаменитый Ань Лушань (安禄山 ān lùshān, 703-757) держал там свою гвардию. Но это уже совсем другая история!
Генерал и сейчас защищает вход в долину от врагов. Этот участок Великой стены вместе с заставой Хуанъягуань (黄崖关 Huángyá guān) недалеко от Тяньцзиня были построены ещё в 556 году, во времена государства Северная Ци. Генерал Ци Цзигуан служил тут в течении шестнадцати лет, восстановил и значительно перестроил укрепления. Увы, главный форт заставы (关城 guānchéng) разрушили в 1996 году, и из интересного полузабытого и заброшенного природного участка Стены, сейчас тут совместно с муниципальным партийным комитетом и правительством Тяньцзиня развивают программу «Десяти лучших культурных мероприятий и развлекательных мест для молодежи». А так-то здесь довольно важное место в военной истории Китая. Например, знаменитый Ань Лушань (安禄山 ān lùshān, 703-757) держал там свою гвардию. Но это уже совсем другая история!

Итак вернемся к оружию и построению бойцов с ним, тем более, что у нас есть специальный трактат по данной теме - «Записки о военной подготовке» (練兵實紀 liànbīng shíjì). Кратко пробежимся по ним.

Они были написаны Ци Цзигуаном после его гораздо более знаменитого трактата, известного как «Новая книга записей о достижениях» (紀效新書 jì xiào xīn shū). Работу над «Записками» он вёл, начиная с 1568 года и завершив в 1571 году. По сути дела, это во многом рабочие записи и размышления, сделанные им в ту пору, когда он тренировал солдат в Цзичжэне. Интересно, что в этом тексте генерал не только обращает внимание на необходимость военной подготовки на Юге, но и обобщает опыт реальной ситуации с ней на севере, собственно там, где боевые столкновения - обыденность.

Трактат вполне объёмный, девять свитков и девять глав с общим количеством статей 264. Например, там есть:

  • правила тренировки шеренги из пяти солдат (練伍法 liànwǔfǎ);
  • обучение храбрости и отваге (練膽氣 liàndǎnqì);
  • наработка [разведчиков и осведомителей] слышать и видеть (練耳目 liàněrmù);
  • тренировка рук и ног (練手足 liànshǒuzú);

Также есть разделы, посвященные полевым сборам и различным учениям, от штабных до имитации боевых действий.

Вот занятное построение. Парни с флагами ( 角旗jiǎoqí  и 门旗ménqí) нам сейчас и далее - не интересны, куда любопытнее другие ряды: парни с секирами (月斧 fǔyuè), бойцы с боевыми вилами (五股钗 Wǔgǔchāi), в нижнем ряду воины с чжаньмадао (斩马刀 Zhǎnmǎdāo), он же меч, рассекающий лошадь.
Вот занятное построение. Парни с флагами ( 角旗jiǎoqí и 门旗ménqí) нам сейчас и далее - не интересны, куда любопытнее другие ряды: парни с секирами (月斧 fǔyuè), бойцы с боевыми вилами (五股钗 Wǔgǔchāi), в нижнем ряду воины с чжаньмадао (斩马刀 Zhǎnmǎdāo), он же меч, рассекающий лошадь.
Персонажи романа «Речные заводи» с боевыми вилами: Се Чжэнь по прозвищу «Двухглавая змея» и Се Бао по прозвищу «Двухвостый скорпион».
Персонажи романа «Речные заводи» с боевыми вилами: Се Чжэнь по прозвищу «Двухглавая змея» и Се Бао по прозвищу «Двухвостый скорпион».

Важность этого трактата показывает, что он неоднократно централизованно переиздавался:

  • при империи Мин в 1597 и 1622 годах;
  • при империи Цин в 1843, 1854 и 1895 годах.
Здесь опять три группы с флагами, но гораздо интереснее наличие бойцов с двузубой алебардой (戟 jǐ) и с копьем, оснащенным серповидным крюком (勾镰 Gōu lián).
Здесь опять три группы с флагами, но гораздо интереснее наличие бойцов с двузубой алебардой (戟 jǐ) и с копьем, оснащенным серповидным крюком (勾镰 Gōu lián).
Оружие времен империи Цин: копье с серповидным крюком и копье с двузубцем.
Оружие времен империи Цин: копье с серповидным крюком и копье с двузубцем.

«Записки о военной подготовке» охватывают широчайший спектр военного дела, включая подбор солдат и подготовку генералов, построение войск и организацию маневров, флаги подразделений и сигнальные музыкальные инструменты, оружие и снаряжение, и многое многое другое. Трактат разбирает организацию пехоты и конницы, их формирование, подготовку и применение во всех аспектах армейского строительства, обучения и ведения боевых действий.

Как всегда пропускаем парней с флагами, рассматриваем тех,  кто указан по типу оружия. Первый ряд это мечники с шестами (刀 dāo и 棍gùn), затем короткая трезубая пика (镋钯 tǎngbǎ), и внизу, что удивительно, парни с.. большими дубинами (大棒 dàbàng).
Как всегда пропускаем парней с флагами, рассматриваем тех, кто указан по типу оружия. Первый ряд это мечники с шестами (刀 dāo и 棍gùn), затем короткая трезубая пика (镋钯 tǎngbǎ), и внизу, что удивительно, парни с.. большими дубинами (大棒 dàbàng).
Эта своеобразная пика (镋钯 tǎngbǎ) возникает как раз в годы борьбы с японскими пиратами, впервые упоминается в работах Ци Цзигуана и подробно в трактате «Записки об оружии и [военном] снаряжении» (武备志 Wǔbèi zhì). Интересно, что она использовалась как пехотой, так и конницей. Кроме того, пишут, что её использовали аркебузиры в качестве опоры при стрельбе. При этом ещё есть два отдельных предшествующих вида оружия, по каждому на иероглиф, и не совсем похожих на эту пику.
Эта своеобразная пика (镋钯 tǎngbǎ) возникает как раз в годы борьбы с японскими пиратами, впервые упоминается в работах Ци Цзигуана и подробно в трактате «Записки об оружии и [военном] снаряжении» (武备志 Wǔbèi zhì). Интересно, что она использовалась как пехотой, так и конницей. Кроме того, пишут, что её использовали аркебузиры в качестве опоры при стрельбе. При этом ещё есть два отдельных предшествующих вида оружия, по каждому на иероглиф, и не совсем похожих на эту пику.

В начале книги также есть ряд глав про порядок обучения, в которых излагается, что должны изучать генералы, а что солдаты. Указывается метод распространения учебных материалов и какие надо принимать меры по контролю за обучением.

А вот на этой странице в первой же строке - интересное, там мечники с китайским аналогом японских мечей (倭刀 wōdāo).
А вот на этой странице в первой же строке - интересное, там мечники с китайским аналогом японских мечей (倭刀 wōdāo).

Тома с первого по четвертый «Записок» посвящены индивидуальной подготовке солдат, тома с пятого по восьмой включают объяснение боевого оружия, организацию пехотных и конных подразделений, а также походных лагерей. Девятый том - это теория подготовки резерва. В других разделах разбирают отбор и подготовку командного состава.

А здесь вообще доспешная тяжелая конница (甲马 jiǎmǎ).
А здесь вообще доспешная тяжелая конница (甲马 jiǎmǎ).

Вот такая интересная история.

Кстати иероглиф меча цзянь (劍 jiàn) в трактате действительно присутствует. Целых семь раз! Например в таком интересном изречении:

飛槍、飛刀、飛劍解
Fēi qiāng, fēi dāo, fēi jiàn jiě

И здесь не про метательное оружие, если что.. :)

Но вот копье цян (槍 qiāng) упоминается уже семьдесят четыре раза, а меч дао (刀 dāo) находим каких-то "жалких" сто сорок шесть раз!

Выводы можете сделать сами, а на сегодня всё!

Всем хороших тренировок.