А ведь сказка не совсем детская. Сколько бы я ее не смотрела, не надоедает. Да и не стареет.
И как часто за прекрасной актерской игрой, мы не видим сколько работы было проведено над образом.
К примеру, достопочтенная Мачеха.
(Сногсшибательная женщина! В прямом смысле!Читала, что в образе Мачехи Евгений Шварц вывел характер своей первой жены. Но утверждать не буду, подтверждения не нашла.)
А ведь, сколько Фаине Раневской пришлось над ней поработать.
Начну с того, что часто ее снимали без проб, прямо с поезда.
При этом режиссер был уверен, что актриса играет безобразно, как будто просто мимоходом забежала на пробы.
Автор сценария писатель Евгений Шварц вообще был в ужасе, что Фаина часто меняет местами реплики без согласования с кем-либо.
И вообще, режиссеры были уверены, что актриса играет безграмотно, никого не видит, а её реплики похожи на механическое произношение.
Но критика-критикой, а работа над картиной и Мачехой продвигались.
Постепенно, все привыкли к игре Раневской. И даже стали вставлять ее находки в сценарий. После согласований со сценаристом, конечно же.
К примеру, «Я буду жаловаться Королю! Я буду жаловаться на Короля!» и «Крошки мои — за мной!»
А эти сногсшибательные перья, которые Мачеха примеряет перед зеркалом.
«Бегаю… (перо), хлопочу… (перо), добываю и добиваюсь… (перо), очаровываю… (огрызок пера)»
Сразу вспомнился конь Юлий из «Три богатыря и Шамаханская царица»
А как она записывает успехи своих дочерей у Принца на балу. Это же шедевр.
Честно скажу, я в детстве считала вместе с ней, у кого сколько знаков внимания.
И кстати, обратите внимание. Являясь отрицательным, даже в чем-то страшным персонажем, Мачеха, не вызывает страха или негатива. Она вызывает только улыбку.
И действительно Раневской на столько удалась Мачеха, что даже момент дефекта она смогла довести до эффекта.
Там, где не справился сценарист, справилась актриса!
В эпизоде, где Золушка надевает туфельку на ногу сестры. Она должна была сделать это безропотно, просто из чувства страха. Но как Золушка может погубить собственное счастье, счастье Принца? И вообще просто, без весомых аргументов это сделать?
Янина Жеймо (Золушка) долго просила сценариста Евгения Шварца дописать фразу, чтобы объяснить согласие Золушки надеть туфельку. Но он отказался. Вместе с режиссерами он считал, что поступки Золушки не нужно объяснять.
Но актрисы пошли немного дальше. Янина стояла и молчала, не делая ничего. И лишь после того, как Мачеха пригрозила выгнать из дома её отца, сдвинулась с места.
Идею Фаины Георгиевны приняли, и Шварц даже добавил: «Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: „…и сгною его под забором».
А вот действительно, если пропустить реплику Мачехи, нелогично как-то получается. Милая и очаровательна Золушка тогда настоящая трусливая дурочка.
К интересному со съёмок я думаю можно отнести воспоминание Раневской, что гонорар, выплаченный за работу в «Золушке», показался ей слишком большим. Придя с этими деньгами в Театр драмы, (где тогда работала Фаина Георгиевна) она стала предлагать их коллегам, сопровождая раздачу купюр вопросами и предложениями, что кому нужно купить. И практически сразу все раздала».
Думаю, что главный секрет успеха сказки в том, что какой бы волшебной она ни была, мудрость и справедливость, которые в ней заложены, актуальны всегда. А феномен Мачехи в том, что действительно можно встретить таких людей, и ее реплики хорошо применимы в жизни.
«Поющие в терновнике»: побоялись пригласить
«Унесенные ветром»: а ведь Вивьен Ли дважды хотели уволить
«Гордость и предубеждение», 1995: 4 главных кастинга
Работа над статьей занимает время, оценить её - один клик. Поддержите меня!