Найти тему
Другая Москва

История новогодней ёлки. Зимние украшения Москвы.

Сегодня новогодняя Москва украшена очень разнообразно, но основой зимнего оформления города являются в основном символы ели в том или ином образе, хвойные ветки, снежинки, снеговики и деды морозы. Иногда — со Снегурочками. Ну и различные светящиеся иллюминации на зимнюю тематику. Можете посмотреть на разнообразие "ёлок" в Москве этой зимой (листайте галереи ниже):

Конечно, в последние годы очень редко можно встретить в городе натуральную ель. Да что там говорить, даже ёлку в виде нормальной ёлки редко можно встретить: в основном мы видим некие конусообразные объекты, стилизованные "под ёлки". Тем не менее люди всё равно в основном эти объекты воспринимают как ёлки.

Внутри различных зданий и помещений тоже стараются украшать ёлками:

Ёлка в кинотеатре "Художественный" в Москве.
Ёлка в кинотеатре "Художественный" в Москве.

Встречаются и стилизованные еловые ветви вместе со Снегурочками:

Новогоднее оформление в одном из московских ТЦ.
Новогоднее оформление в одном из московских ТЦ.

На некоторых площадях установлены сразу несколько "елей", и выглядит это скорее как некий периметр с направленными в небо антеннами:

Ёлки на Триумфальной площади в Москве.
Ёлки на Триумфальной площади в Москве.

Даже уборочная техника в городе зимой использует символ ёлки:

Уборочная машина в Москве с символом ёлки.
Уборочная машина в Москве с символом ёлки.

А вагоны метро украшают "еловыми ветками":

Новогодний вагон метро в Москве.
Новогодний вагон метро в Москве.

Мы так привыкли к новогодней ёлке, что нам кажется, что этот новогодний символ был с нами всегда. Но это вовсе не так. По историческим меркам массовым этот символ в России стал совсем недавно — около 150 лет тому назад. А его появление в целом как рождественского символа в России восходит ко временам Петра, когда тот привёз эту традицию из Германии. В Германии же, в свою очередь, ель была изначально вовсе не христианским символом, а вполне себе языческим. Там ель во времена язычества была особо почитаемым деревом, поскольку отождествлялась с "мировым вечнозелёным деревом" Иггдрасиль (общим для всех стран с германо-скандинавскими корнями):

Мировое древо Иггдрасиль.
Мировое древо Иггдрасиль.

Это древо соединяет между собой миры богов (Асгард), срединный мир, где живёт человек (Мидгард), а также поздемные адские миры демонов, ледяных гигантов и гномов (Нифельхайм и иные). Также на нём "растут" и некоторые промежуточные миры (к примеру, мир эльфов).

Подобная структура "мирового древа" с некоторыми отличиями была и у древних славян. Однако, в отличие от германцев, славяне никогда не ассоциировали ель с "мировым древом". У славян "мировое древо" — это "дуб булатный", растущий на острове Буяне (именно о нём упоминает Пушкин в своей "Сказке о царе Салтане").

"Дуб булатный", славянский символ "мирового древа".
"Дуб булатный", славянский символ "мирового древа".

Славяне в древности никогда не использовали ель на праздниках.
Более того: у славян ёлка вообще считалась тёмным деревом (еловый лес — самый мрачный, самый тёмный), а потому она считалась спутником мёртвых. Существовал даже обычай хоронить самоубийц между двух елей в тёмном еловом лесу. Также нередко лапы ели бросали по дороге на кладбище, провожая души близких в мир иной. Само кладбище тоже часто находилось в еловом лесу. А уходя домой с кладбища родственники заметали дорогу домой еловым веником, чтобы душа покойника не вернулась в этот мир. Ветви эти потом сжигали.
А возле домов в древности в России даже запрещали сажать ёлки.

Возникновению культа ели у германцев как символа "мирового древа" неумирающей природы способствовал, конечно, её вечнозелёный наряд, который сохраняется на ней и зимой.
Среди германских народов издревле существовал обычай идти на на свой праздник зимнего солнцестояния Йодль (21 декабря по современному календарю) в лес, где выбранное для сакральной роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными ленточками, после чего вокруг него водили хороводы и совершали священные обряды.
Они верили, что в еловой хвое обитает дух лесов, защитник природы.
Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дома, где они устанавливались на столе. К деревцам прикрепляли зажжённые свечки, на них вешали яблоки и сладости.

Позже, когда к германцам пришло христианство, они интегрировали свой древний культ ели в христианскую традицию. Ель стали устанавливать и наряжать в качестве рождественского дерева, но уже не на праздник Йодль, а в сочельник (канун Рождества, 24 декабря по современному календарю), хотя эти праздники у немцев были совсем рядом.
Конечно же, рядом они были неслучайно: для успешного внедрения новой религии нужно, чтобы она поначалу не слишком отличалась от старой.
Поэтому в итоге ель в Германии и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum.
Позже макушку рождественской ёлки стали украшать восьмилучевой звездой — символом Вифлеемской звезды, которая сообщила миру о рождении Христа.
Из Германии эта традиция распространилась понемногу и на остальную Европу, а после открытия Америки — и на Новый Свет.

Символ Вифлеемской звезды.
Символ Вифлеемской звезды.

Но каким же образом ёлка как праздничный символ пробралась в Россию, где её до этого считали тёмным деревом и деревом мёртвых?
А всё началось с петровских реформ! Пётр Первый, как известно, был любитель всего западного, и в 1699 году от Рождества Христова он отменил русский календарь, который вёл летосчисление "от сотворения мира" и ввел юлианский календарь "от Рождества Христова".
Дата петровского указа о смене календаря по старому русскому календарю приходилась на 19 декабря 7208 года "от сотворения мира".
Помимо этого Новый год Пётр приказал праздновать не 1 сентября (когда в основном завершался сбор урожая в России), а 1 января каждого года. Когда в России мало того, что с едой зимой совсем скудно было в те годы, но и, как вы понимаете, снега до неба, и ничего не растёт.
Кроме елей, конечно! ;)
Такой себе "праздник".. в особенности для простого крестьянина, коих тогда было 90% населения страны.

Поскольку народ к таким кардинальным переменам был не готов, в этом петровском указе давались даже прямые рекомендации по организации новогоднего праздника. Начали эксперимент, конечно, со столицы (тогда ещё — Москвы). А у Гостиного двора были выставлены образцы новогодних украшений, чтобы народ понимал, как украшать.
В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить Москву хвоей: "По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе".
А "людям скудным" предлагалось "каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день".

Указ Петра о смене летосчисления и праздновании Нового года.
Указ Петра о смене летосчисления и праздновании Нового года.

Однако, как видите, прямого указания именно на обязательную ёлку как на цельное дерево, тут не было. И упоминались не только ёлки, а в целом хвойные деревья. Касалось это только внешнего украшения улиц и домов, и украшать требовалось только на один день 1 января.
После смерти Петра многие перестали выполнять и эти требования как чуждые и нелепые для них. Правда, почему-то эта традиция осталась в питейных заведениях, которые продолжили украшать свои входы еловыми ветками или даже целыми ёлками. В результате кабаки в народе стали называть "ёлками" или же "Иванами ёлкиными": "Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем". Также ёлки часто использовали для оформления горок для катания зимой.

К традиции рождественской ёлки в России вернулись в начале 19 века.
И опять она пришла в Россию от немцев. Сначала ёлка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев.
А в 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны (жены Николая Первого, также немки по происхождению) была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник "детской ёлки" в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича.
Ёлка была установлена в большой столовой дворца.

Рождественская ёлка в Аничковом дворце.
Рождественская ёлка в Аничковом дворце.

Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили ёлочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др.
Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка.
С этих пор по примеру царской семьи ёлку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.

Но массово ёлки тогда ещё в России не распространились. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как Святки, святочные маскарады и балы описываются в это время постоянно.

Однако ближе к середине 19 века немецкий обычай начинает охватывать всё большие слои общества и не только в столицах, но и в провинции. Тогда же появляются и переводы на русский Гофмана, в том числе и "Щелкунчик".

Ёлка в клубе художников, середина 19 века.
Ёлка в клубе художников, середина 19 века.

Само праздничное еловое дерево сначала называлось в России "рождественским деревом" (что является прямой калькой с немецкого), но позже его стали называть просто ёлкой.
Ёлкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: "пойти на ёлку", "устроить ёлку", "пригласить на ёлку".
В.И.Даль писал по этому поводу: "Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную ёлку, мы зовем так иногда и самый день ёлки, Сочельник".

Первая публичная ёлка в России была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале (воксхолле), возведённом в 1823 году в Екатерингофском загородном саду. Установленная в зале вокзала огромная ель "одной стороной... прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги".

Воксхолл в Екатерингофе. Литография из альбома А.И. Плюшара, 1824 год.
Воксхолл в Екатерингофе. Литография из альбома А.И. Плюшара, 1824 год.

Вслед за нею публичные ёлки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Москва не отставала от Петербурга: с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.

Предрождественская Москва в районе Арбатских ворот, конец 19 века.
Предрождественская Москва в районе Арбатских ворот, конец 19 века.

Но если для городской бедноты ёлка была желанной, хотя часто и недоступной (цены на ёлки в городах "кусались"), то для крестьян она оставалась чисто барской забавой. Крестьяне ездили в лес за ёлками только для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе. И тот самый "старичок", который срубил "нашу елочку под самый корешок", привозил её не для себя, а для господских детей.
В то же время серьёзным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного), и к тому же языческого по своему происхождению обычая, стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.

Но самое удивительное ждало ёлку в России в первые годы советской власти! Ёлка, против которой до революции выступала православная церковь, теперь стала называться "поповским обычаем", её наличие в домах осуждалось, а юные дружинники даже заглядывали в окна домов и доносили на тех, кто по-прежнему ставил ёлки в домах. Активные гонения на ёлку длились примерно с 1925 по 1935 годы.

Агитплакат конца 1920-х годов.
Агитплакат конца 1920-х годов.

И вдруг в конце 1935 года Сталин решает превратить ёлку в символ счастливого советского детства. Буквально за несколько дней до конца 1935 года, 28 декабря в газете "Правда" появляется небольшая заметка, подписанная неким кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) Постышевым: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!". Автор призывает комсомольцев и пионерработников "в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей". И уже 31 декабря того же 1935 года на прилавках магазинов уже появился "расширенный ассортимент ёлочных украшений". Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях!
Но с этого момента ёлку украшает уже не вифлеемская звезда, а советская пятиконечная, символ человека. Связь ёлки с Рождеством, конечно, была предана забвению. Ёлка превратилась в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Забавно при этом, что как до конца 1935 года осуждались и даже преследовались люди, устраивающие ёлки, так с конца 1935 в прессе начали высмеиваться "бюрократы, мешающие людям веселиться".

Ёлка в Кремле, конец 1940-х. "Спасибо великому Сталину за счастливое детство."
Ёлка в Кремле, конец 1940-х. "Спасибо великому Сталину за счастливое детство."

Меня всегда удивляло: а как у работников СМИ в головах совмещаются столь противоположные заявления властей? Как они, видя всё это, продолжают там работать и с серьёзным видом ставить свои подписи под противоположными по смыслу статьями и заявлениями? Из чего можно сделать вывод, что не зря работников СМИ сравнивали со "второй древнейшей профессией". Но я бы даже сказал, что они — "первая древнейшая профессия", всегда обслуживающая интересы власти, как флюгер. И ведь это не зависит ни от страны, ни от типа власти..

1 января 1947 года снова стало "красным днём календаря", то есть нерабочим днём, а в стране появилась "главная ёлка".
Сначала главная ёлка страны проводилась в московском Доме Союзов.
На сверкающей в лучах прожекторов ёлке, установленной в Доме Союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой.

Пригласительный билет на ёлку в Доме Союзов, 1950 год.
Пригласительный билет на ёлку в Доме Союзов, 1950 год.

Чуть позже её перенесли прямо в Кремль — так появилась самая модная ёлка страны — Кремлёвская, куда хотели попасть, наверное, все советские дети. До постройки Дворца Съездов она проходила в Большом Кремлёвском дворце.

Пригласительный билет на Кремлёвскую ёлку, 1958 год.
Пригласительный билет на Кремлёвскую ёлку, 1958 год.

Так, начиная с 1935 года, мы получили "советскую ёлочку", которая в целом в таком виде дожила и до наших дней, смешавшись ныне в некий симбиоз с "рождественским деревом". Правда, если в советское время власти старались ставить всё же живые ели на городских площадях, то сегодня это чаще странные искусственные конусы непонятного назначения.

Ёлка на Манежной площади, 1980 год.
Ёлка на Манежной площади, 1980 год.

А как вы относитесь к ёлке как символу?
Наряжаете ли сами ёлку?

С Новым годом!

Световой тоннель на Тверском бульваре в Москве.
Световой тоннель на Тверском бульваре в Москве.

#новыйгод #рождество #история #экскурсия #экскурсия по москве #другаямосква #ёлка #прогулки по москве #гид по москве

=================================================

Авторская экскурсия по Ивановской горке: "Древность и современность. Москва живая".
Dr. Moskauer15 июля 2022
Авторская экскурсия "Удивительное Замоскворечье: "провинция в центре Москвы". Стрельцы, купцы, толмачи, татары и масоны!"
Dr. Moskauer13 мая 2022
Авторская экскурсия "Таганка, Швивая горка и Москва масонская".
Dr. Moskauer20 августа 2022
Масонские символы в архитектуре и истории Москвы.
Dr. Moskauer21 февраля 2022
Масонская символика на зданиях Москвы и её смыслы. Часть вторая.
Dr. Moskauer8 марта 2022