Сегодня новогодняя Москва украшена очень разнообразно, но основой зимнего оформления города являются в основном символы ели в том или ином образе, хвойные ветки, снежинки, снеговики и деды морозы. Иногда — со Снегурочками. Ну и различные светящиеся иллюминации на зимнюю тематику. Можете посмотреть на разнообразие "ёлок" в Москве этой зимой (листайте галереи ниже):
Конечно, в последние годы очень редко можно встретить в городе натуральную ель. Да что там говорить, даже ёлку в виде нормальной ёлки редко можно встретить: в основном мы видим некие конусообразные объекты, стилизованные "под ёлки". Тем не менее люди всё равно в основном эти объекты воспринимают как ёлки.
Внутри различных зданий и помещений тоже стараются украшать ёлками:
Встречаются и стилизованные еловые ветви вместе со Снегурочками:
На некоторых площадях установлены сразу несколько "елей", и выглядит это скорее как некий периметр с направленными в небо антеннами:
Даже уборочная техника в городе зимой использует символ ёлки:
А вагоны метро украшают "еловыми ветками":
Мы так привыкли к новогодней ёлке, что нам кажется, что этот новогодний символ был с нами всегда. Но это вовсе не так. По историческим меркам массовым этот символ в России стал совсем недавно — около 150 лет тому назад. А его появление в целом как рождественского символа в России восходит ко временам Петра, когда тот привёз эту традицию из Германии. В Германии же, в свою очередь, ель была изначально вовсе не христианским символом, а вполне себе языческим. Там ель во времена язычества была особо почитаемым деревом, поскольку отождествлялась с "мировым вечнозелёным деревом" Иггдрасиль (общим для всех стран с германо-скандинавскими корнями):
Это древо соединяет между собой миры богов (Асгард), срединный мир, где живёт человек (Мидгард), а также поздемные адские миры демонов, ледяных гигантов и гномов (Нифельхайм и иные). Также на нём "растут" и некоторые промежуточные миры (к примеру, мир эльфов).
Подобная структура "мирового древа" с некоторыми отличиями была и у древних славян. Однако, в отличие от германцев, славяне никогда не ассоциировали ель с "мировым древом". У славян "мировое древо" — это "дуб булатный", растущий на острове Буяне (именно о нём упоминает Пушкин в своей "Сказке о царе Салтане").
Славяне в древности никогда не использовали ель на праздниках.
Более того: у славян ёлка вообще считалась тёмным деревом (еловый лес — самый мрачный, самый тёмный), а потому она считалась спутником мёртвых. Существовал даже обычай хоронить самоубийц между двух елей в тёмном еловом лесу. Также нередко лапы ели бросали по дороге на кладбище, провожая души близких в мир иной. Само кладбище тоже часто находилось в еловом лесу. А уходя домой с кладбища родственники заметали дорогу домой еловым веником, чтобы душа покойника не вернулась в этот мир. Ветви эти потом сжигали.
А возле домов в древности в России даже запрещали сажать ёлки.
Возникновению культа ели у германцев как символа "мирового древа" неумирающей природы способствовал, конечно, её вечнозелёный наряд, который сохраняется на ней и зимой.
Среди германских народов издревле существовал обычай идти на на свой праздник зимнего солнцестояния Йодль (21 декабря по современному календарю) в лес, где выбранное для сакральной роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными ленточками, после чего вокруг него водили хороводы и совершали священные обряды.
Они верили, что в еловой хвое обитает дух лесов, защитник природы.
Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дома, где они устанавливались на столе. К деревцам прикрепляли зажжённые свечки, на них вешали яблоки и сладости.
Позже, когда к германцам пришло христианство, они интегрировали свой древний культ ели в христианскую традицию. Ель стали устанавливать и наряжать в качестве рождественского дерева, но уже не на праздник Йодль, а в сочельник (канун Рождества, 24 декабря по современному календарю), хотя эти праздники у немцев были совсем рядом.
Конечно же, рядом они были неслучайно: для успешного внедрения новой религии нужно, чтобы она поначалу не слишком отличалась от старой.
Поэтому в итоге ель в Германии и получила название рождественского дерева — Weihnachtsbaum.
Позже макушку рождественской ёлки стали украшать восьмилучевой звездой — символом Вифлеемской звезды, которая сообщила миру о рождении Христа.
Из Германии эта традиция распространилась понемногу и на остальную Европу, а после открытия Америки — и на Новый Свет.
Но каким же образом ёлка как праздничный символ пробралась в Россию, где её до этого считали тёмным деревом и деревом мёртвых?
А всё началось с петровских реформ! Пётр Первый, как известно, был любитель всего западного, и в 1699 году от Рождества Христова он отменил русский календарь, который вёл летосчисление "от сотворения мира" и ввел юлианский календарь "от Рождества Христова".
Дата петровского указа о смене календаря по старому русскому календарю приходилась на 19 декабря 7208 года "от сотворения мира".
Помимо этого Новый год Пётр приказал праздновать не 1 сентября (когда в основном завершался сбор урожая в России), а 1 января каждого года. Когда в России мало того, что с едой зимой совсем скудно было в те годы, но и, как вы понимаете, снега до неба, и ничего не растёт.
Кроме елей, конечно! ;)
Такой себе "праздник".. в особенности для простого крестьянина, коих тогда было 90% населения страны.
Поскольку народ к таким кардинальным переменам был не готов, в этом петровском указе давались даже прямые рекомендации по организации новогоднего праздника. Начали эксперимент, конечно, со столицы (тогда ещё — Москвы). А у Гостиного двора были выставлены образцы новогодних украшений, чтобы народ понимал, как украшать.
В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить Москву хвоей: "По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе".
А "людям скудным" предлагалось "каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день".
Однако, как видите, прямого указания именно на обязательную ёлку как на цельное дерево, тут не было. И упоминались не только ёлки, а в целом хвойные деревья. Касалось это только внешнего украшения улиц и домов, и украшать требовалось только на один день 1 января.
После смерти Петра многие перестали выполнять и эти требования как чуждые и нелепые для них. Правда, почему-то эта традиция осталась в питейных заведениях, которые продолжили украшать свои входы еловыми ветками или даже целыми ёлками. В результате кабаки в народе стали называть "ёлками" или же "Иванами ёлкиными": "Пойдем-ка к ёлкину, для праздника выпьем". Также ёлки часто использовали для оформления горок для катания зимой.
К традиции рождественской ёлки в России вернулись в начале 19 века.
И опять она пришла в Россию от немцев. Сначала ёлка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев.
А в 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны (жены Николая Первого, также немки по происхождению) была устроена ёлка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже императрица, организовала первый праздник "детской ёлки" в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича.
Ёлка была установлена в большой столовой дворца.
Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили ёлочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др.
Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка.
С этих пор по примеру царской семьи ёлку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.
Но массово ёлки тогда ещё в России не распространились. Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники никогда о ней не упоминают, тогда как Святки, святочные маскарады и балы описываются в это время постоянно.
Однако ближе к середине 19 века немецкий обычай начинает охватывать всё большие слои общества и не только в столицах, но и в провинции. Тогда же появляются и переводы на русский Гофмана, в том числе и "Щелкунчик".
Само праздничное еловое дерево сначала называлось в России "рождественским деревом" (что является прямой калькой с немецкого), но позже его стали называть просто ёлкой.
Ёлкой стал называться и праздник, устраиваемый по поводу Рождества: "пойти на ёлку", "устроить ёлку", "пригласить на ёлку".
В.И.Даль писал по этому поводу: "Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную ёлку, мы зовем так иногда и самый день ёлки, Сочельник".
Первая публичная ёлка в России была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале (воксхолле), возведённом в 1823 году в Екатерингофском загородном саду. Установленная в зале вокзала огромная ель "одной стороной... прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги".
Вслед за нею публичные ёлки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Москва не отставала от Петербурга: с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.
Но если для городской бедноты ёлка была желанной, хотя часто и недоступной (цены на ёлки в городах "кусались"), то для крестьян она оставалась чисто барской забавой. Крестьяне ездили в лес за ёлками только для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе. И тот самый "старичок", который срубил "нашу елочку под самый корешок", привозил её не для себя, а для господских детей.
В то же время серьёзным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного), и к тому же языческого по своему происхождению обычая, стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.
Но самое удивительное ждало ёлку в России в первые годы советской власти! Ёлка, против которой до революции выступала православная церковь, теперь стала называться "поповским обычаем", её наличие в домах осуждалось, а юные дружинники даже заглядывали в окна домов и доносили на тех, кто по-прежнему ставил ёлки в домах. Активные гонения на ёлку длились примерно с 1925 по 1935 годы.
И вдруг в конце 1935 года Сталин решает превратить ёлку в символ счастливого советского детства. Буквально за несколько дней до конца 1935 года, 28 декабря в газете "Правда" появляется небольшая заметка, подписанная неким кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) Постышевым: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!". Автор призывает комсомольцев и пионерработников "в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей". И уже 31 декабря того же 1935 года на прилавках магазинов уже появился "расширенный ассортимент ёлочных украшений". Кафе, рестораны и крупные заводские столовые вновь готовились к организации ёлок в своих помещениях!
Но с этого момента ёлку украшает уже не вифлеемская звезда, а советская пятиконечная, символ человека. Связь ёлки с Рождеством, конечно, была предана забвению. Ёлка превратилась в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Забавно при этом, что как до конца 1935 года осуждались и даже преследовались люди, устраивающие ёлки, так с конца 1935 в прессе начали высмеиваться "бюрократы, мешающие людям веселиться".
Меня всегда удивляло: а как у работников СМИ в головах совмещаются столь противоположные заявления властей? Как они, видя всё это, продолжают там работать и с серьёзным видом ставить свои подписи под противоположными по смыслу статьями и заявлениями? Из чего можно сделать вывод, что не зря работников СМИ сравнивали со "второй древнейшей профессией". Но я бы даже сказал, что они — "первая древнейшая профессия", всегда обслуживающая интересы власти, как флюгер. И ведь это не зависит ни от страны, ни от типа власти..
1 января 1947 года снова стало "красным днём календаря", то есть нерабочим днём, а в стране появилась "главная ёлка".
Сначала главная ёлка страны проводилась в московском Доме Союзов.
На сверкающей в лучах прожекторов ёлке, установленной в Доме Союзов, висели тысячи ёлочных украшений с рабоче-крестьянской коммунистической символикой.
Чуть позже её перенесли прямо в Кремль — так появилась самая модная ёлка страны — Кремлёвская, куда хотели попасть, наверное, все советские дети. До постройки Дворца Съездов она проходила в Большом Кремлёвском дворце.
Так, начиная с 1935 года, мы получили "советскую ёлочку", которая в целом в таком виде дожила и до наших дней, смешавшись ныне в некий симбиоз с "рождественским деревом". Правда, если в советское время власти старались ставить всё же живые ели на городских площадях, то сегодня это чаще странные искусственные конусы непонятного назначения.
А как вы относитесь к ёлке как символу?
Наряжаете ли сами ёлку?
С Новым годом!
#новыйгод #рождество #история #экскурсия #экскурсия по москве #другаямосква #ёлка #прогулки по москве #гид по москве
=================================================