Представьте, что школа — это бассейн с шарами. Каждый добрый человек, приятное событие, успешно решённая задача — белый шарик, а любая неприятность, жестокое слово и действие типа жалобы на учителя, который по справедливости ставит «двойки», — красный шар.
Если их посчитать, то белых будет около 100 тысяч, алых же примерно 7 тысяч. Это моя субъективная оценка моих обстоятельств, но, думаю, аналогия даёт понять, почему я часто (в силу характера) ворчу по поводу огорчающих и раздражающих событий, при этом — что не так просто заметить — много больше молчу о хорошем. И поэтому-то работаю в школе, где мне нравится.
Есть важный момент. Белые шарики мягкие, гладкие. На красных же острые шипы, пронзающие кожу до крови.
Для каждого учителя, «ныряющего» в школу, соотношение ранящих (убивающих здоровье) и приятных радующих шаров разное.
За три дня до нового 2023 года в моей школе трое специалистов одного предмета подали заявление на увольнение. Потому что для них бассейн оказался переполнен алыми шарами, и белоснежные не заживляли наносимые раны.
Иногда мне кажется, что в школах, куда отдают самое дорогое — детей, — обязуя учителей брать ответственность и за их жизнь, и за их знания, скоро не останется добрых наставников-друзей. И ваши дети, и дети ваших друзей будут лишены простого человеческого общения со старшими.
Те, кто соглашается плавать в бассейне с красно-белыми шарами, уже сейчас, как правило, измотаны превышенным количеством урочных часов (более одной ставки), задач по проверке тетрадей, изучению материалов и т.д. Даже на мне это начинает отражаться, былое взаимодействие с ребятами сейчас доступно новым, ещё более молодым учителям, которые пока не взяли на себя классное руководство, например.
Другой пункт. Неспроста есть грустная шутка: «У нас в стране каждый знает, как надо учить, лечить и воевать».
С одной стороны, учителям не доверяют как специалистам: родители и случайные зрители говорят, как педагогам работать, кому какую оценку ставить, как что организовывать...
С другой, вот как в 1964 году молодая учительница Бел Кауфман писала:
Как далеко всё, что я встретила в школе <...> от нашей университетской библиотеки! <...> Как безнадежно далеко от учебника педагогики и от лекций профессора Уинтерса о психологии юношества. Я встретилась с юношеством лицом к лицу. Профессор Уинтерс наверняка никогда учеников в глаза не видел.
Мне бы закончить словами про бассейн и шары... пожалуй, пусть будет так: нет крови и боли там, куда не подкидывают шарики с шипами.