Найти тему

Как мы стабилизируем древесину для своих скульптур

Оглавление

В своих скульптурах мы часто комбинируем традиционные давно известные материалы с современными, это позволяет добиться максимальной выразительности образов. Мы используем бивень мамонта и окаменелости, акрил и стабилизированную древесину.

В этой статье мы рассказываем о том, как стабилизируем дерево для своих скульптур.

Стабилизированная древесина может быть разных цветов
Стабилизированная древесина может быть разных цветов

Древесина – красивый и ценный материал, который часто используют скульпторы. Она достаточно прочная и пластичная, но с течением времени этот материал может впитывать влагу из атмосферы, растрескиваться, выгорать на солнце. Стабилизация — это способ сохранить неизменной структуру дерева не только на поверхности, но и в глубине.

В процессе стабилизации воздух, находящийся в порах древесины, замещается стабилизирующим раствором на основе полимера. После стабилизации древесина приобретает новые свойства, но и прежние характеристики тоже сохраняются. Структура становится более прочной, колебания температуры и влажности больше не влияют на неё и не приводят к растрескиванию, воздействие солнечных лучей не приводит к выгоранию цвета. В то же время сохраняется и даже выявляется красивый рисунок и перламутровые переливы, присущие ценным породам дерева; усиливается пластичность и плотность, позволяя выполнить тонкую и сложную резьбу.

Подбор материала

Основная сложность заключается в отборе качественного материала. Для интерьерной скульптуры требуются заготовки древесины большого размера, что значительно усложняет их поиск и отбор. Так, крупные капы и сувели зачастую находятся в труднодоступных местах, откуда их тяжело вывезти для дальнейшей обработки.

Спилы карельской березы
Спилы карельской березы
Сувель березы в коре
Сувель березы в коре
Сувель березы в природе
Сувель березы в природе

После спиливания древесине необходимо высушивание от месяца до нескольких лет, чтобы удалить естественную влагу, присутствующую в материале. Тем не менее, после высушивания из-за появившихся трещин производится отбраковка до 60% материала. Затем заготовки опиливаются для стабилизации под необходимый размер согласно эскизу.

Подготовленный таким образом материал помещают в раствор полимера; ёмкости с раствором и заготовками устанавливают в вакуумную камеру.

Вакуумная камера

-5
-6
Вакуумные камеры различных объемов, используемые нами для стабилизации
Вакуумные камеры различных объемов, используемые нами для стабилизации

Это металлическая герметичная емкость с насосом для создания вакуума и избыточного давления.

Вакуумный насос откачивает воздух из камеры. Вместо воздуха в поры проникает стабилизирующий раствор. Этот процесс усиливается за счет создания избыточного давления в камере. Стабилизация продолжается, в зависимости от размера заготовки, от нескольких дней до нескольких недель. Циклы откачки воздуха и нагнетания избыточного давления в это время многократно повторяются, с каждым разом все интенсивнее и глубже пропитывая заготовку полимером с красителем. Заготовка становится тяжелее в 2-3 раза за счет проникновения раствора в волокна материала.

После длительного цикла стабилизации проводится термообработка древесины в течение нескольких часов для отверждения полимера. На этом этапе в полной степени проявляются цвет, фактура и рисунок поверхности, присущий используемому виду древесины. Более мягкие участки пропитываются интенсивнее и окрашиваются ярче, а твердые участки пропитываются слабее, что выявляет узор волокон. Чем дольше проводится стабилизация, тем ярче становятся цвет и узор. Также могут проявиться нарушения технологии пропитки, приводящие к отбраковке заготовки.

После обжига материал готов для резьбы, шлифовки и полировки. После стабилизации древесина пропитана раствором насквозь на всю глубину. Стабилизированная древесина не токсична для организма человека и животных и не оказывает никакого вредного воздействия на окружающую среду при любых погодных условиях.

Опиливание заготовки после обжига
Опиливание заготовки после обжига
-9

Заключение

Стабилизация древесины — относительно новый процесс, этот материал нечасто используется в изготовлении интерьерной скульптуры. В России он больше известен как материал для рукояток ножей и других изделий небольшого размера. Для изготовления интерьерных скульптур требуется другое оборудование, значительно больший расход материалов и времени на стабилизацию, а также больший опыт и знание технологий. К тому же большие пригодные для скульптур и стабилизации массивы древесины труднее найти и подготовить. Мы органично сочетаем в своих работах этот современный ценный материал с традиционными давно известными человеку – бивнем мамонта, камнем, деревом.

Скульптура из бивня мамонта и стабилизированной древесины «Птичка», высота 16,5 см
Скульптура из бивня мамонта и стабилизированной древесины «Птичка», высота 16,5 см