"Провели, осветили — батюшки-светы! Кругом гниль и гнусь.
То, бывало, утром на работу уйдешь, вечером явишься, чай попьешь и спать. И ничего такого при керосине не видно было. А теперича зажгли, смотрим, тут туфля чья-то рваная валяется, тут обойки отодраны и клочком торчат, тут клоп рысью бежит — от света спасается, тут тряпица неизвестно какая, тут плевок, тут окурок, тут блоха резвится..."
"Провели, осветили" — так Михаил Зощенко говорит о появлении электричества в коммунальной квартире (рассказ "Бедность"). Как видно, не все были готовы, да и рады появлению яркого света. У Зощенко, кстати, есть еще рассказ который так и называется — "Электрификация" (о телеграфистах).
В общем, давайте поговорим сегодня об осветительных приборах в квартирах в первые три десятилетия XX века.
1. Гостиная без люстры
Это самый старый учебник из тех, на которые мы посмотрим. Его первое издание вышло в 1907 г., но он многократно переиздавался — у меня издание аж 1922 года.
Что же мы здесь видим в плане освещения? Это гостиная, и, если я ничего не упускаю, она освещается двумя лампами — одна стоит на круглом столе, а вторая (или это не лампа вовсе, а подсвечник?) — на полке между окнами. Ярко ли светили керосиновые лампы? Судя по всему, нет, — периметр освещенности составлял 1-2 м.
Но по словам современников, и свечи, и керосиновые лампы создавали уют:
"Мы прошли в кабинет к фактическому владельцу газеты В.М. Соболевскому, сидевшему за огромным письменным столом с массой газет и рукописей. Перед столом — такой же портрет Н.С. Скворцова. Кожаная дорогая мебель, тяжелые шторы, на столе подсвечник с шестью свечами под зеленым абажуром. В.М. Соболевский любил работать при свечах. В других комнатах стояли керосиновые лампы с зелеными абажурами". (из "Москвы газетной" Владимира Гиляровского)
Интересно, хватало ли этого света, чтобы работать? Особенно, если речь о семье, когда кто-то читает, кто-то шьет, кто-то уроки делает.
2. В столовой — люстра, в спальне — свечи
Следующий учебник — это английский язык в картинках Торы Гольдшмидт. Мы о нем уже много раз писали (здесь, здесь и здесь). Учебник 1926 года, но он несколько отстает от своего времени. Здесь интересно не то, что в столовой мы снова видим керосиновую лампу, а то, что на второй картинке, в спальне, нет никакого верхнего освещения, нет никакой лампы, но на комоде стоит свечка. Это что ж, в кровати книжку не почитать? И в соцсетях не посидеть?
И это не случайность. Ниже — картинки из учебника My First English Book Исаака Поликовского. Он был издан в 1927 г., и после этого переиздавался еще в течение 10 лет.
Здесь в столовой мы видим уже электрическую лампочку, а в спальне — снова свечи. То есть, пришел, лег и спи?
Кстати, яркий электрический свет поначалу мог и напугать:
"Жена всю жизнь боялась, сначала — Алексея, керосиновых ламп, потом электрических; когда они вспыхивали, Наталья отскакивала и крестилась". (Горький Максим, Дело Артамоновых, 1925)
3. Шестеро под одной лампой
И еще давайте посмотрим на учебник 1940 года (то есть, это картинка из 30х — учебники всегда запаздывают). Картинка очень типичная (можно найти десятки подобных): семья вечером собралась за столом в гостиной (включая собаку и кошку). Мама читает, папа с сыном играют в шахматы, дочка делает уроки.
Примечательно, что комната освещена всего одним осветительным прибором — нет ни настольных ламп, ни торшеров. Ярко ли освещена комната? Думаю, что нам такого освещения было бы мало. И неслучайно, кстати, массовое промышленное производство счетчиков электроэнергии началось лишь в 50е годы — до этого не было необходимости, потребление было низкое.
PS пожалуйста, делитесь своими семейными историями! Это же очень интересно.